Как ехать, если ехать запрещено - полезные советы
Так называемый «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» – это самостоятельный документ, который, вообще говоря, не относится к ПДД. Там перечислено множество причин, которые, с одной стороны, запрещают эксплуатацию автомобиля, но, с другой стороны, намекают – мол, если осторожно, то можно «добираться до места стоянки или ремонта». Так что, если остановит инспектор ГИБДД и вы сможете убедить его, что неисправность застала вас в пути и теперь вы едете на СТО, то в некоторых случаях есть шанс продолжить движение на законных основаниях.
Однако непосредственно в ПДД, в общих обязанностях водителя, есть более жесткая формулировка. Итак, согласно п. 2.3.1, движение запрещено в следующих случаях:
- неисправна рабочая система тормозов;
- неисправно рулевое управление;
- неисправно сцепное устройство в составе автопоезда;
- не горят или отсутствуют фары и задние габаритные огни в темное время суток или в условиях недостаточной видимости;
- со стороны водителя в дождь или снегопад не работает стеклоочиститель.
В этих случаях фраза типа «Я направляюсь к месту ремонта» уже точно не поможет. Что же в таком случае делать? Несколько житейских советов приводим ниже.
Не работают фары
Если в дальней дороге выяснилось, что неисправно освещение, то его имеет смысл починить. На этот случай нужно возить с собой подходящие лампочки. При этом желательно заранее выяснить, что и где придется откручивать для замены лампы на вашем автомобиле. К примеру, в Европе в продаже можно найти целые наборы ламп для замены в дороге. И в инструкции к любому автомобилю есть раздел, в котором показано и рассказано, как заменять лампы. Но будьте готовы к тому, что на некоторых автомобилях это очень непростая процедура. В конечном итоге исправные световые приборы — это безопасность, ваша и окружающих.
Тормозная система
Некоторым бывалым водителям приходилось хотя бы раз поездить с «провалившейся» педалью тормоза. В теории, если потихоньку плестись с включенной аварийкой, где-то вдали от магистралей и бурных потоков транспорта, притормаживая двигателем и постоянно помогая себе стояночным тормозом, то доползти куда-то можно. Однако это категорически запрещено Правилами. Так что лучше вызвать эвакуатор для доставки машины в сервис.
Рулевое управление
Когда размыкается кинематическая схема, управляющая синхронным поворотом колес, то автомобиль может резко бросить на полосу встречного движения, в соседний ряд или на обочину – как дьяволу угодно. Другое дело – отказ усилителя рулевого управления: если вы управляете не карьерным самосвалом, то вполне доберетесь до места ремонта и с потяжелевшим рулем. Да, это тоже неисправность, но, с другой стороны, она не запрещает самостоятельное движение.
Хуже, если машина оснащена электроусилителем руля. В отличие от ГУРа, он может проявлять самостоятельность, поэтому будьте очень осторожны, пытаясь доехать куда-то на автомобиле с неисправным ЭУРом. Особенно если электроусилитель сильнее вас.
На прицепе
Если проблемы возникли с тягово-сцепным устройством вашей машины, то можно попросить водителя проезжающего автомобиля с фаркопом отбуксировать ваш прицеп. Вышли на обочину, машете руками и киваете на прицеп: спасайте, мол… Хуже, если сломалось устройство на прицепе. Тут либо эвакуатор выручит, либо местные жители — можно попросить их временно приютить ваш прицеп у себя во дворе.
Забастовка дворников
Хуже, если отказал привод стеклоочистителей, а дождь или снег не прекращаются. В качестве исключительно временной меры умельцы когда-то протягивали шнур вокруг ветрового стекла, проведя его в салон сквозь щелочки приоткрытых боковых окон. На улице привязывали шнур к дворнику, а в салоне просили пассажира тянуть шнур вправо и влево. При этом гайку крепления поводка к оси придется ослабить, а чтобы гайка не отвернулась полностью, навернуть ее на резьбу через кусочек полиэтилена, который послужит стопором. И опять-таки – в правый ряд, потихоньку, с аварийкой.
Если же потеряли только щетку, то поводок лучше демонтировать (в крайнем случае - обернуть тряпкой), чтобы при включении стеклоочистителей он в отсутствие щетки не поцарапал стекло. Просто отвести поводок от стекла в сервисное положение для замены щетки недостаточно — во время движения набегающим потоком ветра его может сложить, из-за чего стекло повредится.
В заключение хотим сказать, что все перечисленные ситуации действительно опасны, а потому старайтесь их по возможности не допускать. Для этого нужно периодически осматривать машину перед выездом.
Счастливого пути! И желаем, чтобы ваша машина вообще не ломалась!