Наш БТР против американского Страйкера: чья броня возьмет
Происхождение
Отечественный бронетранспортер БТР-82А с колесной формулой 8х8 принят на вооружение в 2013 году. Производится Арзамасским машиностроительным заводом. Представляет собой основательную модернизацию БТР-80, несущего службу в нашей армии с 1986 года. Родом из СССР? Это не должно смущать. Относительно предшественника у «восемьдесят второго» мощнее двигатель, выше проходимость, эффективность стрельбы с ходу, живучесть, ресурс.
Лучше стали вооружение, прицельные приспособления, средства связи, наблюдения и ориентирования. Усилена противоосколочная и противоминная защита экипажа и десанта, а для питания систем на стоянке установлен автономный дизель-генератор.
А что же конкурент? Его сложно назвать последним писком моды. Пехотный бронетранспортер M1126 Stryker принят на вооружение армии США в 2003 году. Производится компанией General Dynamics Land Systems. В основе Stryker – канадская машина LAV III, принятая на вооружение в 1999-м. Но это не вся родословная. Корни разработки — MOWAG Piranha III H 8x8, представителя семейства швейцарских многоцелевых колесных бронемашин 1994 года рождения. Если копнуть еще глубже, то выяснится, что звучное имя «Пиранья» и первенец семейства появились аж в 1972-м! То есть битва концепций идет еще со времен наших БТР-60/70. Как видим, по новизне конструкций явного лидера нет.
Урок плавания
Компоновку Stryker принято считать классической для данного вида военной техники. Справа спереди по ходу движения — моторно-трансмиссионное отделение. В нем дизельный двигатель Caterpillar и коробка передач — 6-ступенчатый автомат Allison. Слева от силовой установки отделение управления с местом водителя. За водителем справа — место командира. В средней и кормовой части — десантное отделение. Высадка десанта происходит через кормовые двери и люки в крыше корпуса. Вооружение расположено в дистанционно управляемом модуле над сиденьем командира.
БТР-82А спроектирован иначе. Отделение управления находится в лобовой, десантное - совмещенное с боевым в средней, моторно-трансмиссионное - в кормовой части корпуса. Коробка передач — 5-ступенчатая механика, что с точки зрения проходимости и ремонтопригодности лучше, чем американский вариант с автоматом. Дизельный двигатель КамАЗ немного уступает в мощности штатовскому конкуренту. Но по такому показателю, как удельная мощность, машины очень близки. Высадка десанта из отечественного бронетранспортера происходит через двери в бортах, еcть и люки в крыше. Вооружение смонтировано в дистанционно управляемой башенной пулеметно-пушечной установке.
Можно бесконечно долго взвешивать плюсы и минусы конкурирующих компоновочных схем, но у БТРа есть ломовой аргумент в виде высокой проходимости. И дело не только в упомянутой разнице коробок передач. Наш бронетранспортер снабжен жестко подключаемым полным приводом и, главное, принудительными блокировками межколесных дифференциалов (у предшественника — БТР-80, были лишь самоблоки). Американский М1126 таким внедорожным арсеналом не оборудован.
Проигрывает он и еще одну номинацию. Глубина преодолеваемого брода у Stryker – 1,2 метра. Неплохо. Но наш БТР плавает со скоростью 9 км/ч с помощью водометного движителя! В том числе по морю и даже при небольшом волнении. А заокеанские конструкторы в попытке забронировать машину получше пожертвовали плавучестью. Зря!
Главный калибр
Если же сравнить вооружение, то БТР-82А однозначно намнет бока М-1126. У транспортера из США либо пулемет М-240, либо крупнокалиберный пулемет Browning М-2, либо автоматический гранатомет Мк-19. В отечественном модуле вооружения установлены спаренные пулемет ПКТМ и скорострельная 30-миллиметровая пушка 2А72, стабилизированная в двух плоскостях. Солидный набор для легкобронированного транспортера. С таким вооружением можно не только успешно бороться со Stryker, но и с более тяжелой бронетехникой.
Характеристики бронетранспортеров России и США
| БТР-82А | M1126 Stryker |
Боевая масса, тонн | 15,4 | 17,2 |
Экипаж, чел. | 3 | 3 |
Десант, чел. | 7 | 9 |
Длина, мм | 7580 | 6950-7250 |
Ширина, мм | 2985 | 2720-2840 |
Высота, мм | 2725 | 2640-3160 |
Клиренс, мм | 475 | 500 |
Мощность двигателя, л.с. | 300 | 350 |
Коробка передач | М5 | А6 |
Максимальная скорость, км/ч | 100 | 97 |
Запас хода, км | 600 | 531 |
Емкость баков, л | 300 | 215 |
Преодолеваемый подъем, градусов | 30 | 31 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,5 | 0,6 |
Преодолеваемый брод, м | плавает | 1,2 |
Броня | стальная + обивка внутри | стальная + композитная |
Вооружение:
|
|
|