Журналу «За рулем» - 90 лет!
Журнал менялся вместе со страной, автомобилями и автомобильной жизнью. Даже логотипы журнала – а за прошедшие 90 лет их меняли более десятка раз – ярко и своеобразно отражали стиль и дух эпохи. Открывая юбилейный год, предлагаем вам пройти по некоторым ярким этапам нашей многогранной и увлекательной истории.
Апрель 1928 года. В СССР выпущен пока лишь 1000‑й грузовик АМО-Ф15. В огромной стране менее 21 тысячи автомобилей. И тем не менее ежемесячный автомобильный журнал объемом почти 50 страниц, с простым, но в то же время авангардным – в стиле конструктивизма 1920‑х – логотипом быстро набирает подписчиков. Вскоре их уже почти 40 тысяч – в два раза больше, чем автомобилей в СССР! О чем писали в первом номере «За рулем»? Да примерно о том же, о чем и сейчас. Обсуждали первую советскую серийную малолитражку НАМИ‑1 и новые автомобили Ford. Рассказывали о международной выставке грузовиков в Германии и мировом рекорде скорости на автомобиле: 330 км/ч. Конечно же, обсуждали дорóги. Все эти темы живы до сих пор.
В 1937 году обложки журнала были уже одинаковыми: строгими, но скучными, почти как обложка амбарной книги. Но раз в год, в ноябре, делали совсем другую обложку – с логотипом в стиле шрифта плакатных лозунгов. В сдвоенном ноябрьском номере 1937 года (журнал тогда выходил два раза в месяц), посвященном 20‑летию Октябрьской революции, было 64 страницы. На обложке – самый большой в СССР пятитонный ярославский грузовик. А на страницах – обзор всех достижений отечественного автопрома: от легковых ГАЗ-М1 и ЗИС‑101 до передвижного магазина на шасси трехтонки ЗИС‑5 и санитарки на базе ГАЗ-АА. Последним годом в предвоенной истории нашего журнала стал 1940‑й. Отнюдь не победоносная война с Финляндией и приближение новой войны побудили власти к экономии на журналах. Закрыли их тогда немало. В том числе и «За рулем».
Апрельский выпуск 1956 года стал первым послевоенным. Новый логотип нарисовали в стиле архитектурных излишеств 1950‑х – с лихими завитками и переменной толщиной букв. Журнал выходил под патронажем ДОСААФ, поэтому много места уделяли военному делу – подготовке водителей и механиков. Однако в номере, где было всего-то 24 страницы, нашлось место описанию нового Москвича‑402, фантазиям Юрия Долматовского об автомобилях будущего, советам автотуристам по организации спального места в автомобиле и изготовлению самодельного багажника на крышу. И даже новостям зарубежной техники. Небольшие публикации об иномарках стали для не избалованных информацией советских людей узеньким и практически единственным окошком в большой автомобильный мир на многие годы.
Логотип 1965 года отличался от прежнего примерно как горбатый Запорожец от 966‑го, чье «лицо», кстати, и попало на обложку январского выпуска. Лаконичный, деловой стиль 1960‑х: типовые прямоугольные дома, минимум декора на новых автомобилях и «чертежный» логотип «За рулем». В журнале уже 32 страницы. Знали бы вы, чего стоило руководству редакции добиться разрешения на это! Гвоздь номера – подробное описание нового ЗАЗ‑966. В небольшом журнале умудрились поместить еще статью про Москвичи для кольцевых гонок и даже обстоятельный обзор Формулы‑1! Прежде ничего подобного советский читатель не видел.
Мало кто знал, что новый логотип 1975 года символизировал автостраду: каждая буква – это две полосы встречного движения со сплошной разделительной посередине. К этому времени автомобиль в СССР стал уже массовым явлением. За легковушками – очереди. В стране всё больше автолюбителей и, как следствие, всё больше проблем. Нужны дефицитные запчасти, материалы, навыки самостоятельного ремонта и приспособления для этого. «За рулем» подсказывает, советует, рекомендует. В гаражных сообществах журнал передавали из рук в руки, зачитывали до дыр. Конечно, редакция не забывала об оборонной тематике и о новинках советской техники. А поскольку легковые новинки появлялись не часто, много писали о грузовиках и автобусах. Но основной аудиторией всегда считали автолюбителей с их радостями и проблемами. И о просветительстве редакция не забывала: в этом же номере есть заметки о новинках марки Nissan и даже о Ferrari Dino.
Логотип, символизирующий журнал нового столетия, родился в 2008 году. В этом майском номере было 344 страницы – считай, десять журналов начала 1970‑х! Треть номера – новинки и сравнительные тесты. А еще ЗР традиционно разбирает машины (включая импортные) по косточкам, пишет на юридические темы, рассказывает о шинах, тюнинге, знакомит читателей нового поколения с автомобилями, которые некогда были представлены как новинки, а нынче превратились в ретро. «За рулем» XXI столетия верен своим традициям, но ни на миг не останавливается: мы идем вперед с ускорением.