Удар из темноты: отчего мы так плохо водим по утрам и вечерам?

Утром на работу — темно, вечером с работы — темно. В таком режиме ездят осенью, зимой и весной большинство автомобилистов в нашей стране. Темнота проверяет каждого на прочность — узнаем, почему, как и что с этим делать.

Почти половина ДТП в России происходит в темное время суток. Основные причины таковы: водители засыпают за рулем, не замечают чего-то или, наоборот, видят то, чего нет. Темнота до сих пор — серьезное испытание для человека. Она безошибочно находит его уязвимые места и бьет точно по ним, будоража древние инстинкты, обманывая зрение и сознание, вытягивая последние силы.

Городским жителям часто приходится ездить на машине в то время, когда больше всего им хочется спать.

Общее состояние: дурной сон

В темноте людям как минимум некомфортно. Многие ее боятся, причем страх темноты характерен не для отдельных тревожных личностей, а для нашего вида в целом. Однако, как выяснили китайские ученые, люди на самом деле боятся не темноты, а ночи, которая с ней прочно ассоциируется. Такая защитная реакция — подарок эволюции: для наших предков ночь была крайне опасным временем суток. Для современных людей она относительно безопасна, но инстинкты работают по-прежнему, заставляя людей проявлять в темноте повышенную бдительность.

Людям в темноте в принципе некомфортно - древние инстинкты, обеспечившие выживание нашему виду, призывают беречь себя.

Держать все под усиленным контролем энергозатратно. Поэтому насколько будут безопасны перемещения водителя в темное время суток, определяется общим состоянием организма. Ведь именно в таких условиях от него требуется повышенная скорость реакции, подробный анализ дорожной ситуации и ясное сознание.

Однако за рулем часто оказываются те, чье состояние далеко от идеального. Хронический стресс, дефицит сна, неподходящее время (доказано, что совы чаще попадают в аварии ранним утром, так как в этот период хуже концентрируют внимание) — все это только усугубляет ситуацию. В отсутствие дневного света здоровый человеческий организм начинает готовиться ко сну или не запускает механизм пробуждения. Жителям крупных городов «везет» еще больше: их путь утром на работу и вечером домой часто представляет собой долгое утомительно-нервное покачивание из-за пробок, в которых машины то и дело трогаются с места и тут же останавливаются. Людям трудно не отключиться.

Число водителей, засыпающих за рулем и по этой причине попадающих в аварии, растет год от года.

И люди отключаются! Растет число водителей, засыпающих за рулем. Так, по официальным данным, в США дремлющие водители провоцируют от 15 до 33% аварий с летальным исходом для участников. Причем, как показали американские нейробиологи, те, кто спит по 6 часов в сутки и меньше, отключаются за рулем в два раза чаще тех, кто отдыхает ночью по 7 часов. А отводящие на восстановление сил лишь 5 часов и меньше не могут пересилить дремоту в 4 раза чаще, чем те, кто хорошо высыпается. Впрочем, пребывание в постели по 8 и больше часов в сутки не гарантирует победу в схватке с темнотой.

Подвести может и зрение.

Зрение: неочевидные трудности

Хорошее зрение для водителя жизненно важно. Основную информацию о ситуации на дороге он, естественно, получает благодаря глазам. Поэтому каждому автовладельцу стоит уделить внимание проверке того, как он на самом деле видит в темноте. Ведь она способна выявить проблемы со зрением, которые при дневном свете незаметны. Да что там выявить проблемы — темнота способна их создать!

Удар из темноты: отчего мы так плохо водим по утрам и вечерам?При недостаточном освещении даже люди с нормальным зрением испытывают дискомфорт за рулем из-за ограниченной видимости.
При недостаточном освещении даже люди с нормальным зрением испытывают дискомфорт за рулем из-за ограниченной видимости.

Удар из темноты: отчего мы так плохо водим по утрам и вечерам?При въезде в ярко освещенный туннель с темного участка дороги водитель «слепнет» на несколько секунд.
При въезде в ярко освещенный туннель с темного участка дороги водитель «слепнет» на несколько секунд.

И вот каким образом… По мере снижения интенсивности освещения человек видит все менее резкую и яркую картинку. Чтобы улучшить ситуацию, зрачки расширяются, и на сетчатку попадает больше света. Однако этот механизм работает сравнительно медленно и в ряде случаев с перебоями.

Поэтому-то, отмечают офтальмологи из Университета Вандербильта (США), любые проблемы со зрением в темноте усугубляются. И даже у здоровых людей может наблюдаться «ночная близорукость». По данным калифорнийских офтальмологов, это явление встречается уже у 25-летних с нормальным зрением, причем со снижением интенсивности освещения «ночная близорукость» прогрессирует.

Часто осадки усугубляют ситуацию с недостаточной видимостью.

Медленная адаптация человеческих глаз к условиям освещения создает проблемы водителям на дороге с неравномерным освещением. Так, при съезде с хорошо освещенной дороги во двор или с трассы на проселочную дорогу (и наоборот) водитель несколько секунд едет почти вслепую. Есть над чем задуматься.

Сознание: по моему хотению

Впрочем, темнота обманывает не только глаза, но и мозг. Сумерки и темнота создают эффект иллюзорного восприятия скорости и расстояния. Каждому участнику движения кажется, что все машины движутся с небольшой скоростью и на значительном от него расстоянии. В действительности же все наоборот, то есть в сумерках скорость движения автомобилей недооценивается, а расстояние до них переоценивается.

Пешеходы в темноте могут оказаться как реальными, так и иллюзорными.

Довершают картину страхи. И они небеспочвенны, если вспомнить, что наши любимые цвета одежды в холодное время — темные, места перехода улицы — подальше от фонарных столбов, светофора или зебры, а главный козырь — внезапность. С таким подходом пешеходов понятно, почему водителям всегда приходится быть настороже. Но рано или поздно эта настороженность вкупе с темнотой могут сыграть с водителем скверную шутку. Если очень опасаться, то пешеход в черном или автомобиль без габаритов обязательно появится. В виде галлюцинации.

Подобное явление было описано отечественными специалистами еще в 1970-е годы, в том числе в пособии В. Иванова «Наука управления автомобилем». Как отмечает автор, водитель, передвигаясь в темноте, «нередко сильно напрягает зрение, чтобы увидеть и рассмотреть в свете фар за очень маленький промежуток времени возможные препятствия. Такое перенапряжение иногда приводит к тому, что водитель «видит» метнувшегося пешехода, стоящий на обочине автомобиль и многое другое, т. е. видит то, что он «проигрывает» в своем сознании, те объекты, которые он ждет как первопричину дорожно-транспортного происшествия». Темнота же делает галлюцинации более четкими и оттого более реалистичными, заставляя водителя реагировать. Так как он делает это резко и в одиночку (другие участники движения ничего подобного не видят), создается аварийная ситуация.

Общее состояние водителя играет в истории с галлюцинациями не последнюю роль. Риск их возникновения закономерно выше у водителей, находящихся в состоянии стресса или сильного утомления.

***

Темнота превращает дорогу в полосу препятствий. Чтобы достойно день изо дня выдерживать все испытания, надо быть к ним готовым. И тут кроме очевидных скучных рекомендаций: высыпаться, не переутомляться и вовремя проверять зрение — посоветовать нечего. Разве что еще раз напомнить: чувствуете себя нехорошо, ощущаете стресс – не садитесь за руль, пройдитесь пешком сегодня.

Текст: Андрей Васильев

Фото: depositphotos.com

Подпишитесь на «За рулем» в