«Нам нечего сказать»: авторынок впервые остался без прогноза
В целом все выглядит довольно неплохо: спустя несколько лет падения авторынок России впервые показал рост. В 2017-м общими усилиями всех производителей в нашей стране было реализовано 1 596 000 машин и это 11,9-процентная прибавка к показателям годичной давности (подробнее о лидерах мы рассказывали ранее). Упали и отжались? Похоже. Сказался отложенный спрос, о котором так много и охотно говорили все без исключения марки в прошлом году, да и господдержка помогла.
Как итог, Россия – на пятой строчке по объемам продаж новых машин в Европе, где выросли все рынки (за исключением Великобритании), хотя еще пять лет назад мы уверенно лидировали. Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер напомнил, что в 2012-м россияне скупили почти 3 миллиона новеньких машин, но даже тогда потенциал рынка не был раскрыт полностью. Так что поле для маневра сохраняется.
Перекати-поле
Удивил рынок кроссоверов. Нет, россияне, конечно, всегда славились своей любовью к этому типу машин, но чтобы настолько! По итогам года почти 40% реализованных автомобилей оказались «проходимцами» всех мастей. Причем главным драйвером рынка стали субкомпакты B-сегмента – за год они приросли аж на 86%. Об основных игроках мы неоднократно писали. Скажем лишь, что главный вклад в копилку внесла Hyundai Creta (55 тысяч экземпляров). Успеху ее, говорят корейцы, способствовали государственные программы стимулирования рынка (программы трейд-ин, «Первый…» и «Семейный автомобиль»), субсидирование процентной ставки по автокредитам и появление в марте 2017-го версии 1.6 AWD (каждая четвертая проданная Крета была такой).
Все настолько неплохо, что даже абсолютные импортеры вроде Suzuki чувствуют себя уверенно, демонстрируя рост вместе с рынком. «Да, мы на 100% зависим от импорта и лишены поддержки государства, но мы оперируем в растущем сегменте SUV, поэтому рассчитываем на прирост продаж», - заявил в беседе с «За рулем.РФ» гендиректор «Сузуки Мотор Рус» Кэиити Сумида. По его словам, даже индексация утилизационного сбора (о ней – ниже) не заставят оставшихся импортеров покинуть Россию – продукт-то выверенный.
Доля продаж автомобилей в РФ по сегментам*
Сегмент | Доля, % |
Субкомпактные кроссоверы | 5,3 |
Компактные кроссоверы | 26,0 |
Средне- и полноразмерные кроссоверы | 7,8 |
Субкомпактные автомобили | 19,0 |
Компактные автомобили | 26,0 |
Средне- и полноразмерные автомобили | 7,3 |
Представительский класс | 0,3 |
LCV | 7,0 |
Другое | 1,4 |
*Данные представлены АЕБ на основании продаж за 11 месяцев 2017 года.
В отличие от предыдуших лет отрадно фиксировать рост, который произошел за счет массового сегмента, а не премиума, пару лет назад бившего рекорды, а в этот раз оставшегося лишь при своем. В тройке отличившихся – Volvo (+26), Mini (+16), Infiniti (+10%) и BMW (+9%). Итоги прочих премиалов скромнее, у большинства – и вовсе минусовая динамика. У обеспеченной публики иссякли средства? Глава BMW Group Россия Максимилиан Келльнер склонен объяснять все цикличностью: этот год, мол, оказался не годом производителей дорогих авто. Ему вторит и PR-директор «Мерседес-Бенц Рус» Андрей Родионов, отмечающий, что позиции большой немецкой тройки остаются неизменными.
Что год грядущий нам готовит?
«На этот год мне нечего сказать. Впервые у нас нет прогноза из-за неопределенности правительства в решени вопроса об индексации утилизационного сбора», - заявил Йорг Шрайбер. Вот это да! Даже год назад, когда рынок опустился ниже плинтуса, у нас был прогноз. Причем он, напомним, был куда скоромнее итогового показатели – лишь 4% прироста. В этот раз, как говорится, идем по приборам.
В начале декабря стало известно о том, что Минпромторг подготовил свои предложения по индексации утильсбора с автомобилей. Повышение его больнее всего ударит по легковушкам. Уже в этом году в зависимости от объема их двигателей он может вырасти на 87–125%, что приведет к удорожанию и без того не дешевых машин на очередные 10–17%. Надо ли говорить о том, как это скажется на едва вдохнувших полной грудью продажах?
В кулуарах вчерашней конференции даже заговорили об играх правительства: мол, декабрьские слухи о росте утилизационых ставок появились неспроста – для изучения реакции производителей. И действительно: во второй половине дня тут как тут на авансцену выходит вице-премьер Аркадий Дворкович и разъясняет: итоговый документ уже готов и речь в нем лишь о 15-процентном росте утильсбора (а никак не 87–125%!). Размер индексации будет зависеть от категории, видов транспортных средств, их экологичности, а также объема производства и импорта (тут Suzuki сотоварищи стоит насторожиться). По данным АЕБ на конец завершившегося года, 76,5% всех реализованных новых машин собираются в РФ, остальные – импортные иномарки.
Впрочем, нас с вами все эти распри интересуют лишь с точки зрения наших же кошельков. А за их сохранность уже можно беспокоиться. Некоторые производители объявили об очередном подорожании своей прдукции. Среди них и лидер рынка – АВТОВАЗ (311 588 проданных Лад, +17%), собирающий свою продукцию на вроде бы российских предприятиях из вроде бы производимых тут же комплектующих.
И все же повод для сдержанного оптимизма есть. Директор по маркетингу «Киа Моторс Рус» Валерий Тараканов говорит, что на вторичном рынке нынче мало привлекательного товара: староват либо цена кусается. Поэтому волей-неволей россиянам придется свыкнуться с новыми экономическими реалиями и обратить свои взоры на новые авто. А то, что отложенный спрос продолжит реализовываться, не вызывает сомнения: все меньше наших соотечественников получают права, а значит, можно рассчитывать на тех, кто уже приобрел новые машины несколько лет назад и теперь подумывает о замене.
Открытым остается лишь вопрос об объемах поддержки государством автопрома. Пока известно, что в этом году он сократится почти вдвое – с 62,3 млрд до 35 млрд рублей. Но в тех же кулуарах надеются, что по ходу года правительство смилостивится и расщедрится. Что ж, поживем – увидим.
Фото: depositphotos.com и Hyundai