Новые дорожные знаки – комментарий ЗР
В российских ПДД больше трехсот действующих дорожных знаков. Оказывается, этого мало – надо увеличить количество знаков на четверть. Предварительный стандарт введен на три года, до 1 ноября 2020‑го. Если предлагаемые новшества окажутся полезными, документ станет постоянным – изменения внесут в ГОСТ.
Эксперимент проводится в трех регионах: в Москве, Петербурге и Севастополе. Право (но не обязанность) устанавливать новые знаки имеют региональные власти и собственники дорог.
Москва инициативу наверняка подхватит, хотя столичные дороги и без того увешаны дорожными знаками сверх всякой меры. Водители зачастую не в состоянии воспринимать всю информацию – а нам «на пробу» свалили еще восемь десятков знаков! Большинство «жестянок» интуитивно понятны, но в некоторых без подсказки не разобраться. Не слишком ли крутой эксперимент с безопасностью на дорогах?
Предварительный стандарт разрешает применять знаки, у которых длина стороны или диаметр круга – 400 и 500 мм, но лишь на небольших улицах с низким лимитом скорости. Действующий ГОСТ предусматривает минимум 600 мм. Предполагается, что переулки будут выглядеть опрятнее, а при скорости 40–50 км/ч информативность не пострадает. | Знак «Движение в обратном направлении» предлагается устанавливать на перекрестках, где «движение в иных направлениях, кроме обратного, запрещено». Всей редакцией пытались вспомнить, попадалось ли где-нибудь в мире хоть одно такое место. Не вспомнили. Но для этого уникального явления «мыслители» не поленились придумать аж два дорожных знака. |
Этот знак запрещает выезд на перекресток в случае затора. Его введение лишено смысла. Пункт 13.2 ПДД прямо запрещает это действие, а пунктом 12.13.1 КоАП установлена ответственность за нарушение запрета: 1000 рублей. А ведь еще и вафельная разметка внедрена. Для кого же знак? Для обезьян? | Знаки запрета остановки и стоянки предлагается дополнить стрелками, обозначающими зону действия. А вешать их будут не перпендикулярно дороге, а вдоль нее – на стенах и заборах. В Европе такое решение достаточно популярно, но нам оно не кажется удобным. Если новые знаки заменят нынешние, водителям станет сложнее – сразу не углядишь! Если же дополнят, то знаков станет чрезмерно много. |
Указатели, предупреждающие о конце полосы, немного модернизировали. Укороченная стрелка подчеркивает, что при перестроении нужно уступить дорогу едущим без смены ряда. Реальной пользы никакой. | Для «повышения эффективности работы трамваев» предусмотрен знак «Выделенная трамвайная полоса». Сейчас трамвайные пути нередко отделяют сплошной линией разметки, запрещая тем самым движение машин по рельсам. Поскольку разметку не всегда видно (особенно зимой), будут вешать знаки – причем, как показывает пример автобусных полос в Москве, без чувства меры, каждые 150 метров. |
Подсказки о направлениях движения общественного транспорта тоже ни к чему. Если автобусы едут на перекрестке в «эксклюзивном» порядке, то их проезд регулируется отдельным светофором. Их водители свой маршрут знают, а остальным информация на отдельном знаке не нужна – и так глаза разбегаются. | Принципиально новые знаки информируют о съезде и окончании параллельной проезжей части. Сейчас эти ситуации без проблем регулируют знаки «Главная дорога», «Уступи дорогу» и «Движение прямо и направо». На экспериментальных указателях приоритет еще надо рассмотреть, а рисунок сложен для мгновенного восприятия. |
Знаки направления движения по полосам предлагается отпустить в вольное плавание. Рисовать на них можно будет любые конфигурации, соответствующие конкретному перекрестку. Это логично, ведь не все пересечения стандартны. Новшество формальное: оно узаконивает то, что дорожники делают уже давно. То же самое можно сказать и о знаках начала полосы. | Знак «Парковка» будет применяться аж в 22 различных вариациях. Перенос дополнительной информации на основное полотно и, как следствие, отказ от отдельных табличек – благо. Но зачем нам по два знака для обозначения платной стоянки и количества машиномест и одиннадцать знаков, регламентирующих способ парковки? Законопроект перепутали с альбомом для рисования? |
Еще одна формальность – прописанные требования к светоотражающей рамке вокруг знака «Пешеходный переход». Ее применение будет разрешено только на нерегулируемых переходах, а также на дорогах без освещения и в местах с плохой видимостью. Учитывая количество ДТП с пешеходами, мы считаем разумным не ограничивать применение рамок, а сделать их обязательными для всех зебр. | |
Информация о диагональном пешеходном переходе водителям, конечно, жизненно необходима! Вспомним о знаке, запрещающем выезд на перекресток при заторе, и получим, что на некоторых перекрестках Москвы станет как минимум на два указателя больше. С таким подходом никаких столбов для них не хватит. | Подсказки «Уступи всем, и можно направо» уже висели на столичных улицах в ходе эксперимента, который закончился в 2014 году. Авторы идеи из центра Probok.net сочли его результаты успешными, ЦОДД – неудачными. В ПДД соответствующие поправки так и не появились, но знак уже проталкивают в официальные документы. |
Знаки «Направление движения на следующем перекрестке» предлагают вешать, если до пересечения остается не более 200 метров и «специализация» полос на нем иная, нежели на том, на котором водитель находится в данный момент. Идея, может, и полезная, но знаков станет еще больше! Да и нынешние знаки на синем фоне вполне решают все проблемы – если правильно расположены. | |
Пять видов табличек дополнительной информации (ограничение ширины, глухие переходы, парковка экскурсионных автобусов, ограничение по местам и времени) в реальной жизни имеют настолько узкое и редкое применение, что их необходимость под большим вопросом. Если рисовать знаки под каждую эксклюзивную ситуацию, которая теоретически может сложиться, то счет указателям в Правилах пойдет на тысячи! |
— Заскочили вы вечерком в магазин за продуктами, а кассирша дает вам сдачу купюрами достоинством 175 и 350 рублей и приговаривает: «Берите-берите, это у нас в городе новые купюры, экспериментальные».
Бред? Нечто подобное предложили автомобилистам Москвы, Петербурга и Севастополя: на территории этих городов в течение трех лет будет действовать так называемый предварительный национальный стандарт, который подразумевает введение аж 76 новых знаков и указателей.
Вообще-то, предстандарты применяют при производстве принципиально новых видов продукции или при организации новых технологических процессов. А инициаторами разработки предстандартов могут быть не только министерства и научные институты, но даже частные конторы и физические лица. Однако одно дело – предложить оригинальную технологию обработки какой-нибудь железяки, и совсем другое – вывалить на головы водителей почти восемь десятков новых знаков, разработанных непонятно откуда возникшим центром борьбы с пробками.
Для водителя действует лишь один закон – Правила дорожного движения. В автошколах не изучают никакие предварительные стандарты, и на экзаменах о них не спрашивают. И если в нашей стране автомобиль по-прежнему считается источником повышенной опасности, то хотелось бы узнать мнение действительно авторитетных организаций, например ГИБДД или РосдорНИИ: если в былые годы для проталкивания любого нововведения нужно было пройти семь кругов ада, то почему сейчас новые знаки разрабатываются пачками – легко и непринужденно?
Конечно, большинство из предлагаемых знаков не более чем безобидные информационные таблички. Но есть и серьезные вещи. Взять хотя бы табличку с зеленой стрелкой «Пропусти всех, и можно направо». Если за перекрестком будет стоять гаишник, то за поворот на красный (пусть и под табличку) он будет штрафовать по действующим Правилам или по временному стандарту? Если по ПДД, то пара таких поворотов – и лишишься прав! А как вам сочетание черных и синих знаков движения по полосам? Если в результате этого «эксперимента» погибнет хотя бы один человек – например, если водитель не разобрался с направлением движения по полосам, – кто будет отвечать? Бьюсь об заклад – водитель!
Если уж определенные структуры взялись проводить эксперименты на живых людях, то пускай и штрафы за нарушения ПДД будут условными. В «письме счастья» – лишь предупреждение: дескать, в следующий раз будьте внимательнее. А еще около каждого нового знака можно поставить экспериментального инспектора ГИБДД, который будет разъяснять, что к чему. Можно даже дать ему второй жезл – вдруг водителям станет понятнее?
Горе-разработчики предстандарта в одном из его параграфов ввели такое понятие, как «визуальный мусор» – это, цитирую, «совокупность объектов дорожной инфраструктуры, навигации, рекламы и различных строений, располагающихся на улично-дорожной сети и приводящих к значительным ухудшениям внешнего облика окружающей среды». На мой взгляд, почти всё предложенное в этом предстандарте и есть «визуальный мусор», на котором одни зарабатывают деньги (производство знаков и их установка – это неплохой бизнес), а другие делают себе паблисити. К грамотной организации дорожного движения это имеет весьма косвенное отношение.