Битва десантуры: наша Ракушка против Штормера
Первое, на что стоит обратить внимание, - особенности боевого применения. Машины должны уметь действовать в глубоком тылу, вдалеке от ремонтных баз, складов боеприпасов и горюче-смазочных материалов. Мало того, их задача обеспечивать высокую мобильность десантируемого подразделения, то есть перевозить и людей, и все необходимое снаряжение. Согласитесь, вариант, когда после высадки одни едут, а другие идут, да еще и несут — далек от совершенства. Но как только речь заходит о вместимости десантных машин, всплывают другие факторы — их габариты и вес. Они ограничены размерами грузовых отсеков и грузоподъемностью транспортной авиации. Проще говоря, их проектируют с оглядкой на возможности самолетов.
Маршрутка в броне
Теперь чистая математика. Три единицы бронированной гусеничной техники, то есть взвод, должны транспортироваться и десантироваться из одного самолета Ил-76 соответствующей модификации. Совсем недавно принятый на вооружение БМД-4М вмещает трех членов экипажа и пять десантников. То есть местами за броней в точке приземления такой взвод обеспечивает 15 служащих. БМД — мощное средство огневой поддержки, ее боевой модуль с двумя пушками и пулеметом, безусловно, хорош. Но вооружение и боекомплект занимают много места. Где возить большее число десантников, грузы, ГСМ?
Водометные движители шнекового типа позволяют Ракушке плавать со скоростью 10 км/ч. |
Для десантируемой техники изменяемый клиренс — необходимость. У БТР-МДМ предусмотрено три положения: минимальный, максимальный и рабочий дорожный просвет в 450 мм. |
Самая свежая отечественная разработка, которая совсем недавно стала поступать в войска — плавающий авиадесантируемый бронетранспортер БТР-МДМ Ракушка. Универсальную боевую машину производит Курганмашзавод на унифицированной с БМД-4М платформе. Это огромный плюс — для десантной техники важны сопоставимые ходовые возможности и взаимозаменяемость деталей. У Ракушки нет башни с вооружением, зато в нее вмещается два члена экипажа и 13 десантников! То есть взвод БТР-МДМ с одного Ил-76 укроет за броней 39 бойцов.
В десантном отделении бронетранспортера у каждого борта установлены по три двухместных сиденья. Их можно откинуть к бортам, если надо перевозить не людей, а снаряжение. Ракушка, превращенная в грузовик, способна транспортировать две тонны поклажи. Для ящиков с боеприпасами, бочек с ГСМ, запчастей и других грузов предусмотрены элементы крепления с помощью ремней. Есть вдоль бортов и приспособления для фиксации носилок. Они могут располагаться в три яруса, а значит БТР-МДМ может эвакуировать с передовой шестерых раненых.
Рычаг полуавтоматической коробки передач и штурвал управления. Место механика-водителя впереди в центре машины. Командир слева, десантник и по совместительству стрелок курсового пулемета – справа. |
Ракушка берет на борт двух членов экипажа, 13 бойцов или 2 тонны груза. В десантном отделении достаточно просторно для спартанского салона бронетехники. |
Разумеется, Ракушку не оставили совсем без вооружения. На крыше над местом командира смонтирован дистанционно управляемый пулемет кругового обстрела. Еще один пулемет, курсовой, установлен в передней части корпуса справа, перед сиденьем десантника.
Притом что бронетранспортер способен поддержать бойцов огнем, атаки на противника — не его призвание. Он создан для транспортных задач — доставки десантников на передовую, подвозки боеприпасов, эвакуации раненых. Именно совместные действия хорошо вооруженного БМД-4М и вместительного БТР-МДМ как нельзя лучше подходят для мобильных соединений ВДВ.
Корпус Ракушки сварной, из алюминиевой противопульной брони, так называемого рубочного типа. Компоновка танковая: впереди отделение управления, посередине — десантно-грузовое, сзади — моторно-трансмиссионное. Благодаря тому что двигатель практически оппозитный, он плоский и не сильно затрудняет выход десантников через огромный люк в корме рубки. Многотопливный безнаддувный дизель УТД-29 рабочим объемом 26,5 литра (!) выдает 500 л.с. и фантастический крутящий момент 1460 Н.м при 1600 об/мин.
В ходовой части БТР-МДМ с каждой стороны четыре поддерживающих и пять опорных катков на пневмогидрорессорах. Рабочий дорожный просвет — 450 мм, но клиренс может меняться в диапазоне 130-530 мм.
Велик британец на асфальте
БТР-МДМ сделан не с чистого листа. Ряд технических решений роднит его с БМП-3, появившимся в конце 1980-х. Тем не менее прямых конкурентов у Ракушки не много. В армиях стран НАTO делают ставку в основном на хорошо вооруженные, но громоздкие машины с защитой почти как у танка. Среди безбашенных гусеничных бронетранспортеров, скажем, американский M-113 безнадежно устарел, а разработка Bradley BGPV на деле представляет собой не первой свежести БМП весом больше 20 тонн с демонтированным боевым модулем. Ракушку, пожалуй, лучше сравнивать с не слишком распространенным английским бронетранспортером Stormer. Но эта заочная дуэль будет явно не в пользу последнего.
Британская боевая машина FV-4333 Stormer создана на базе узлов и агрегатов легкобронированного семейства CRV(T), куда входят танк Scorpion, бронетранспортер Spartan и самоходная установка Striker. От остальных машин семейства Stormer отличается удлиненным корпусом и шестью опорными катками в ходовой части вместо пяти. Производят FV-4333 с начала 1980-х. На его базе создано множество модификаций, которые и сейчас на вооружении. Но нас интересует базовая — аэромобильный плавающий бронетранспортер.
По массе он близок к нашей Ракушке. Броня тоже алюминиевая противопульная, а корпус сварной. А вот компоновка иная. Спереди слева место механика-водителя. Командир экипажа располагается за ним. Справа, за переборкой, находится моторно-трансмиссионное отделение. Средняя и кормовая часть машины отдана десантному отделению. Помимо двух членов экипажа Stormer может взять на борт восемь полностью экипированных бойцов — меньше, чем Ракушка.
Двигатель — дизельный Perkins с турбонаддувом, мощностью 250 л.с. Здесь налицо двукратный проигрыш БТР-МДМ в энерговооруженности. Проще и ходовая — у FV-4333 обычная торсионная подвеска с амортизаторами. Ни о каких пневмогидрорессорах нет и речи. Рабочий дорожный просвет чуть меньше, чем у БТР-МДМ, но, главное, нет системы изменения клиренса.
Stormer хорошо загерметизирован и умеет плавать после небольшой предварительной подготовки. Движение в воде происходит за счет перематывания гусениц. Максимальная скорость на плаву — 5 км/ч. Ракушка в этой стихии в два раза быстрее: два водометных движителя шнекового типа способны разогнать ее до 10 км/ч.
В базовом варианте FV-4333 вооружен одним пулеметом, расположенным в небольшой башенке над местом командира. И здесь Stormer на один ствол позади БТР-МДМ, хотя, повторюсь, вооружение для транспортных боевых машин — не основной показатель.
Механик и командир могут общаться даже так. Stormer - аэромобильный БТР. Его доставит к месту десантирования Hercules C-130 - основной транспортный самолет RAF. |
Экспериментальная модель с усиленным вооружением на базе грузовой модификации Stormer. |
Неужели все так идеально и Stormer проиграл Ракушке вчистую, уступив по вместимости, возможностям шасси, плаву, удельной мощности и вооружению?
Конечно, нет. По бронированию, можно сказать, паритет. Турбодизель английского бронетранспортера экономичнее отечественного атмосферного дизеля большого объема — при меньшей емкости баков у «англичанина» лучше показатель по запасу хода. А еще он быстрее нашей боевой машины на шоссе. Правда, эта цифра довольно лукавая, ведь по магистрали лучше перемещаться на колесной технике. Гусеницы все же созданы для бездорожья — быстрая езда по асфальту сокращает их ресурс. Стоит покинуть шоссе, как скорость будет зависеть от возможностей подвески и других факторов, да и расход топлива возрастет.
Характеристики бронетранспортеров России и Великобритании
Модель | БТР — МДМ Ракушка | BAE (Alvis) FV4333 Stormer |
Размеры: длина / ширина / высота, мм | 6085 / 3150 / 2630 | 5270 / 2760 / 2490 |
дорожный просвет, мм | изменяемый 130-530 | 425 |
Число мест: экипаж + десант | 2+13 | 2+8 |
Масса, кг | 13 200 | 12 700 |
Максимальная скорость / на плаву, км/ч | 70 / 10 | 80 / 5 |
Топливо / запас топлива, л | дизельное (возможно применение бензина и керосина) / 690 | дизельное / 405 |
Запас хода по шоссе, км: | 500 | 650 |
ДВИГАТЕЛЬ | ||
Тип | дизельный многотопливный безнаддувный | дизельный многотопливный с турбонаддувом |
Расположение | сзади поперечно | спереди продольно |
Модель | УТД-29 | Perkins Т6 / 3544 |
Конфигурация / число клапанов | V10 / 20 | Р6 / 12 |
Рабочий объем, л | 26,5 | 5,8 |
Мощность | 331/500 кВт/л.с. при 2600 об/мин | 184 /250 кВт/л.с. при 2600 об/мин |
Подвеска | гидропневматическая | торсионная |
Бронирование | катаная алюминиевая броня | алюминиевая броня |
Вооружение: тип / калибр, мм | пулемет /7,62х2 (дистанционно управляемый и курсовой) ПКТМ | Пулемет / 7,62 |
Боекомплект, шт.: | 2 х 2000 патронов | 3000 патронов |