ЗАЗ-965 – скопирован или нет?
Первый подопытный – ЗАЗ‑965, эпохальный для страны автомобиль. Запорожец, спроектированный в конце 1950‑х совместными усилиями НАМИ и МЗМА, стал, по сути, родоначальником нового в СССР класса микролитражек (по тогдашней терминологии). В качестве прототипов советской машины обычно поминают немецкий Volkswagen Käfer (Жук) и итальянский Fiat 600. И в целом это правильно. Но – насколько? Давайте разбираться.
ЗАЗ‑965, 1960 год. Заднемоторная компоновка. Двигатель – воздушного охлаждения, четырехцилиндровый, V‑образный. Рабочий объем 0,76 литра, мощность 23 л.с., позднее – 0,9 литра, 27 л.с. Подвеска независимая: спереди – поперечные торсионы, сзади – пружины. Кузов несущий. | |
Volkswagen Käfer, 1936 год, очередной раз модернизирован в 1953‑м – далее приведены данные этой версии. Двигатель – воздушного охлаждения, оппозитный, рабочий объем 1,1 литра, мощность 30 л.с. Подвеска всех колес – независимая, торсионная. В основе Жука – корытообразный пол-платформа. У ЗАЗ‑965 конструкция совсем другая – несущий кузов с лонжеронами. | Fiat 600, 1955 год. Двигатель – рядный, четырехцилиндровый, водяного охлаждения. Рабочий объем 0,63 литра, мощность 21 л.с. Подвеска независимая: спереди – на поперечной рессоре, сзади – пружинная. Кузов несущий. |
Подвеску Запорожец заимствовал у обоих зарубежных прототипов. Передняя [1] – на поперечных торсионах, как у Фольксвагена, а задняя [2] – «итальянская», пружинная, с продольными рычагами: такая схема больше подходила для относительно высоких моторов, итальянского рядного и советского V‑образного. Низкий оппозитный мотор был только у Фольксвагена. |
Скопировали или нет?
Конечно, Запорожец не получился бы конструктивно столь удачным без заимствования передовых на тот момент зарубежных технических решений, приспособленных нашими инженерами к возможностям отечественной промышленности и к специфическим условиям эксплуатации. Благодаря многим подсмотренным решениям в СССР в 1960 году и появился вполне приличный для того времени микролитражный автомобиль европейского уровня.
Речь – о конструкции. Надежность, долговечность и сборочное качество – это отдельный разговор.