Полуостров раздора: авторынок Крыма столкнулся с новой угрозой
На нелегальном положении
Украинские власти недавно выставили претензии к иностранным автоконцернам из-за того, что те работают в Крыму вопреки международным санкциям против России. Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины выявило факты использования торговых марок Nissan, Toyota, Peugeot, Mitsubishi, Kia, Volkswagen, Mercedes-Benz, Audi, Skoda, Isuzu, BMW, Renault, Lexus и предоставления дилерами полного набора услуг (продажа автомобилей с оформлением соответствующих документов, проведение гарантийных работ, продажа оригинальных запчастей и т.д.). В связи с этим ведомство обратилось «в соответствующие органы власти с целью принятия необходимых мер», однако чем они могут грозить производителям и крымским автомобилистам, не уточняется.
По мнению аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, украинские власти, вероятно, будут апеллировать к Евросоюзу и судиться в европейских судах с целью запрета официальных продаж иномарок в Крыму и наложения штрафов на производителей.
Официально в автоконцернах ситуацию не комментируют. Лишь в российском офисе Mercedes-Benz заявили, что с 2015 года компания не имеет официальных дилеров и сервисных центров в Крыму. При этом известно, что там работает серый дилер штутгартской марки.
Как рассказал «За рулем.РФ» президент ГК «Автодель» (крупнейший автохолдинг в Крыму) Михаил Смолянов, ряд автоконцернов действительно не рискуют нарушать санкционный режим, введенный западными странами в отношении России, и не открывают официальные дилерские центры на полуострове. Вместе с тем некоторые крупные автомобильные корпорации Украины после 2014 года не побоялись и оставили в Крыму свои дочерние предприятия, получив официальное дилерство российских и иностранных брендов, и на сегодня успешно осуществляют коммерческую деятельность, несмотря ни на санкции, ни на геополитическую и экономическую ситуацию в целом.
Согласно российским сайтам автомобильных марок, на сегодняшний день официальных дилеров в Крыму и Севастополе, в частности, имеют Hyundai, Kia, Volkswagen, Skoda, Renault, Nissan, Peugeot и Citroen. Само собой, беспрепятственно работают в регионе автосалоны российских автопроизводителей – Lada, ГАЗ и УАЗ. Кроме того, официально представлены в Крыму китайские Chery, Lifan и Geely, ведь они под санкции не попадают. Остальные же иномарки продаются на полуострове автоцентрами, которые работают по схеме субдилерства, закупая оптовые партии машин у российских дилеров из Краснодара, Новороссийска, Ростова-на-Дону и даже Украины. Впрочем, на фоне официалов они выглядят менее выигрышно, ведь из-за меньшей субдилерской маржи цены у серых дилеров на 5-10% выше, официальную гарантию они не предоставляют и в различных акциях дистрибьюторов, равно как и госпрограммах, не участвуют.
Показательно, что со времен присоединения Крыма к России структура местного авторынка претерпела значительные изменения: автопроизводители, наладившие официальные поставки машин, смогли улучшить свои позиции за счет доли неофициалов. По данным ГК «Автодель», лидерами продаж в 2017 году стали ГАЗ, Lada, Hyundai, Nissan и Volkswagen.
Под страхом санкций
«Автомобили практически всех мировых брендов можно как купить, так и обслужить в Крыму. Единственный нюанс – это гарантия на такие товары и услуги, поскольку импортеры, которые не нарушают санкционный режим, соответственно, никаких гарантийных обязательств перед крымчанами не несут. Все риски на себя берут местные автодилеры: они стараются сделать максимально комфортные условия как на покупку, так и на дальнейшее надлежащее обслуживание автомобилей. Уверен, это временные меры, и многие импортеры не в полной мере в курсе, поскольку достоверную картину в этой ситуации тяжело отследить», – говорит Михаил Смолянов.
Между тем претензии Украины к автоконцернам могут иметь для них весьма серьезные административные и экономические последствия. В случае, если будет доказано, что они действительно контролируют дилеров в Крыму, на штаб-квартиры автопроизводителей могут быть наложены штрафы в миллионы долларов, а топ-менеджеры российских представительств с гражданством государств, объявивших санкции, могут даже попасть под уголовную ответственность. Для крымчан же это будет означать закрытие официальных автосалонов по продаже иномарок, которые к тому же остаются без гарантийного сервиса. Однако если выяснится, что машины попадают в Крым по «серым» каналам без ведома и участия производителей, то им ничего не грозит, и для рядовых автомобилистов также все останется по-прежнему.
«Учитывая, что для иностранных компаний является главным свое законодательство, понятно, что они не могут игнорировать принятые решения о санкциях. Помимо того что автопроизводители могут понести финансовые потери в результате штрафов, велик риск различных наказаний со стороны других стран из числа тех, кто поддерживает санкции, например со стороны ЕС. Это ударит по их репутации, может привести к отказу от их продукции, что скажется на операционных показателях», – комментирует аналитик ГК «Финам» Алексей Калачёв.
В свою очередь, Минпромторг России ранее хотел заставить автоконцерны в обязательном порядке открывать официальные станции техобслуживания в Крыму и других российских регионах, где жители не имеют доступа к гарантийному и сервисному обслуживанию своих машин. При невыполнении этого условия предлагалось лишить такие компании доступа к господдержке. Однако эта инициатива встретила возражения со стороны Федеральной антимонопольной службы. Кроме того, с подачи ассоциации «Российские автомобильные дилеры» ведомство пыталось завлечь на полуостров тех производителей, чьи автомобили предлагаются там исключительно серыми дилерами, в связи с чем крымские покупатели вынуждены переплачивать. Впрочем, подобные переговоры с автоконцернами также результата не принесли: большинство из них в Крыму по-прежнему официально не присутствуют из-за риска санкций.
В ожидании моста
По словам Алексея Калачёва, создание представительств иностранных компаний зависит, в первую очередь, от их оценки привлекательности того или иного рынка, ведь даже не во всех российских регионах есть дилеры. Возможное прекращение господдержки тоже «палка о двух концах», ведь не стоит забывать, что у многих иностранных компаний уже есть производства в стране, где используются отечественные товары и услуги, работают российские граждане, налоги перечисляются в федеральный бюджет и в бюджеты регионов. А значит, сокращение государственной поддержки неизбежно ударит по этим производствам, отразится на их работниках. Кроме того, такие меры могут ухудшить инвестиционную привлекательность государства и сказаться на реализации проектов в других отраслях. Очевидно, что на первом месте стоят политические решения, и если они последуют, то это может способствовать разрешению данной ситуации.
Несмотря на сложности с официальными поставками автомобилей в Крым, ситуация на местном авторынке постепенно налаживается. К примеру, после присоединения полуострова к России крымчане не имели возможности пользоваться автокредитованием, что в значительной мере сдерживало спрос на новые машины. Однако сегодня с помощью заемных средств, по оценкам ГК «Автодель», продается каждый десятый автомобиль. Этому во многом способствует появление льготных автокредитов, в том числе в рамках адресных госпрограмм для начинающих водителей и многодетных семей.
По словам Михаила Смолянова, относительно низкая доля кредитных продаж по сравнению с другими российскими регионами отчасти обусловлена малочисленным присутствием на территории Крыма крупных системообразующих банков. «Возможно, свою роль также играет ментальность крымчан, не привыкших приобретать машину в кредит, и желание сразу быть полноценным владельцем, поскольку для нас автомобиль в большей степени еще предмет роскоши», – отмечает он.
Напомним, в лучшие годы на полуострове продавалось до 20 тыс. машин в год, а в последние годы в составе Украины местный авторынок сократился вдвое. После присоединения Крыма к России данные регистраций в регионе не публикуются, однако, по словам местных дилеров, в связи с ростом доходов крымчан спрос на автомобили стабильно увеличивается. С учетом старого парка и более низкого уровня автомобилизации населения, который, согласно экспертным оценкам, примерно на треть ниже общероссийского, продажи в Крыму имеют высокий потенциал – до 25 тыс. машин в год.
Как считает Дмитрий Лукашов, даже если часть автопроизводителей так и не придут на крымский рынок, после ввода в строй Керченского моста этот фактор, скорее всего, полностью потеряет свою актуальность. Крымчане смогут без особых проблем заказывать и покупать нужные им машины на материке. По мнению эксперта, именно решение транспортной проблемы даст импульс к обновлению крымского автопарка.