Полное надувательство: как Шниву проверяют на герметичность
Времена, когда мы латали дыры в автомобилях, прошли окончательно и бесповоротно. Нынче технологии изготовления кузовов и конвейерной сборки обеспечивают умение машин противостоять осадкам. Но требуется постоянный контроль. Как же производители тестируют автомобили на герметичность? Рассмотрим на примере отечественного GM-AVTOVAZ.
Разверзлись хляби небесные
Первое испытание – его еще называют water test – проходит каждый новый внедорожник. Подобный тест в том или ином виде есть у всех производителей (некоторые, правда, проверяют не все автомобили подряд, а лишь выборочно). Как его проводят? Сошедший с конвейера полноприводник заезжает в дождевальную камеру, где форсунки обрушивают на него потоки воды. Воздействие в камере жестче натуральных осадков или, скажем, полива на обычной автомойке. За две с половиной минуты на Ниву выливают две тонны. Причем не обычной воды, а специально подготовленной – мягкой. Она лучше «находит» щели для протечек.
Пока автомобиль стоит в очереди к дождевальной камере и находится внутри, водитель-контролер не бездействует. Он успевает проверить комплектацию салона, сверяясь с монтажной картой, и уже в ходе теста посмотреть, нет ли протечек из дефлекторов воздуховодов. Потом внедорожник выезжает из камеры и паркуется на яме в хорошо освещенном месте. Контролер поочередно открывает все двери, рассматривает, а кое-где и щупает, ковры салона и багажника в поисках влаги. Здесь же ищут и протечки иного плана: из ямы разглядывают, не сочится ли масло или технические жидкости из агрегатов.
Что делают при обнаружении течи воды после теста? Успокоим будущих владельцев — автомобиль с браком в продажу не попадет. Там, где дефекты подлежат устранению, их, разумеется, исправляют. А чтобы после дождевальной камеры получать как можно меньше брака, на GM-AVTOVAZ занимаются углубленными исследованиями. Напомню, Ниву делают с применением машинокомплектов, которые поступают с АВТОВАЗа. Кузов, например, варят на Волжском автозаводе, а красят уже на совместном предприятии. Здесь же и сборочный конвейер. Поэтому проблемы с герметичностью могут быть «своими» или «чужими», то есть от поставщика.
Прет из всех щелей
Чтобы разобраться, где сбоит производственная цепочка, есть тест, что, можно сказать, представляет собой ноу-хау завода. Это испытание встречается нечасто, но филиалы компании GM его применяют. Сейчас – в Тольятти, а раньше – на производстве Opel и Chevrolet в Санкт-Петербурге. Речь о тесте под названием body leak. В штатном режиме его проводят раз в две недели. Причем отдельно проверяют и окрашенный кузов без навески, и автомобиль в сборе. Суть метода – создать в салоне избыточное давление воздуха и посмотреть, сколько его утечет в единицу времени. То есть используется принцип «откуда выдавливает, туда и затечет».
Для нагнетания задействована специальная установка, которая «надувает» кузов подкрашенным воздухом и считает, сколько кубометров в час надо подкачивать, чтобы поддержать определенное избыточное давление. Зачем цветной воздух? Надо же не только оценить ушедший через щели объем, но и выявить проблемные места. Для подкраски используется театральный дым на основе глицерина. Он не пачкает салон, не оставляет запаха и, главное, его хорошо видно.
При работе c голым кузовом, разумеется, проклеивают полиэтиленовой пленкой проемы дверей и другие штатные отверстия. Автомобиль в сборе требует проклейки клапанов вентиляции и короба воздухопритока.
Еще три года назад, когда установка только появилась на заводе, Нива пропускала 360 кубометров воздуха в час. Сейчас – только 260. Речь об автомобиле в сборе. Голый же кузов держит лучше: утечка составляет 130 кубометров в час. В этом случае проверяется герметичность сварных швов и вварных крепежных элементов. На автомобиле же в сборе оценивают герметичность уплотнителей дверей, опускаемых стекол, уплотнений щита передка и т.д.
Установка позволяет не только находить места протечек влаги, вызванных отклонениями в технологическом процессе или качестве комплектующих (кстати, смена поставщика того или иного уплотнения может стать поводом для теста). Ее использовали при внедрении так называемого противопылевого пакета мер — находили места, где возможно затягивание пыли в салон. Она же внесла свой вклад в снижение шума. Вам знаком свист воздуха в щелях? Нашли такие щели как раз с помощью этой установки, загерметизировали — и стало тише.
«Надутый» на тесте body leak внедорожник. Хорошо видно, откуда выходит подкрашенный воздух. В моторный отсек его пропускают уплотнения щита передка. Что-то выходит из под уплотнителей дверей и даже из порогов. Но этот автомобиль укладывается в норматив. | Так «надувают» голый кузов. Проемы дверей и стекол проклеены. Смотрят утечки через швы и вварной крепеж. |
Итог применения установки body leak: за три года для улучшения герметичности Chevrolet Niva внедрено 11 новых деталей и внесено 25 изменений в технологию производства.
Проемы пятой двери внедорожников и универсалов обычно особенно охотно засасывают дорожную пыль. Мне не раз доводилось участвовать в тестовых пробегах. Подтверждаю: свежие Нивы конкурентоспособны в плане герметичности – после продолжительной поездки по грейдерам почти не пропускают пыль в багажник и салон. Уж поверьте, есть с чем сравнить. Не одному и не двум другим производителям, особенно нашим и китайским, откровенно не хватает кропотливых работ по герметизации, помимо стандартного теста в дождевальной камере.