Восьмиколесный вездеход Шаман — тест-драйв ЗР
Вездеход ШаманДлина/ширина/высота/база 6300/2500/2700/5050* мм *Расстояние между первой и второй осями - 1450 мм, между второй и третьей – 2150 мм, между третьей и четвертой – 1450 мм. |
Выследил Шамана я сразу. Только он оставляет за собой восьмиколесную колею, ведь все четыре оси шестиметрового болотохода – поворотные. Шаман умеет выбираться из снега и трясины в стиле краба: все колеса поворачиваются на один и тот же угол - 27⁰, и машина едет вперед боком!
Ага, вот и «гнездо» – производственная база компании-разработчика «Авторос».
С винтом
Первый прототип Шамана представили в 2008 году, а в 2013‑м начались продажи серийных машин. Пока реализовано 35 штук, причем не только в России, но также в Турции и Китае. Основные потребители – нефтяники, газовики, энергетики. Им особенно нужна машина, способная не просто преодолевать болота и буераки, но делать это с комфортом для седоков и без урона для природы.
– Начинается всё с рамы. Мы делаем ее герметичной, из 9-миллиметрового алюминия. Зовем «лодкой». Если вода всё же проникает внутрь, ее откачивают две помпы производительностью 200 литров в минуту, а для быстрого сброса воды есть пневматические клапаны с электронным управлением.
– Вода?!
Прочитав удивление в моих глазах, руководитель отдела маркетинга и продаж Евгений Колобов улыбается:
– Шаман умеет плавать! Именно для этого в раздаточной коробке нашей собственной разработки пять валов: по одному на каждый мост и еще один – для отбора мощности, например, на гребной винт.
Поплавать мне не удалось, но поездил я на Шамане вволю.
Хватаюсь за трубу-ручку, прикрепленную к кузову мощными болтами, прыгаю на подножку и распахиваю входную дверь. Шальная мысль: а может, Шаман и летать умеет? Водительское место больше смахивает на кабину пилота. Обзор через три секции лобового стекла, очищаемых четырьмя дворниками, – самолетный. Сиденье установлено посередине; на панели слева – какие-то непонятные на первый взгляд пиктограммы и мембранные клавиши вместо привычных кнопок и тумблеров.
Соседняя панель отвечает за работу трансмиссии и режимы движения. Мосты Шамана – оригинальной конструкции, но на базе уазовских «спайсеров», с приводными валами и ШРУСами; первый и второй подключаемые. Все четыре моста – с межколесными дифференциалами и принудительными блокировками с электропневматическим приводом. Есть и блокируемый межосевой дифференциал. В общем, когда надо, все восемь колес Шамана становятся ведущими. Выезжая на асфальт, достаточно нажать лишь одну кнопку – и все блокировки будут отключены.
Этот Шаман – в комплектации «Охотник»: четыре раздельных кресла, включая водительское, а за ними – две скамейки, которые раскладываются в большую кровать. В версии «Турист» скамейки меняют на сиденья – восемь посадочных мест, не считая водительского. | Поработать есть над чем. Например, пришлось попотеть, чтобы разложить скамейки, – фиксаторы слишком жесткие. То же относится к регулировкам водительского кресла. |
Над двумя передними осями с дрожью просыпается 3-литровый турбодизель Iveco F1C мощностью 146 л.с. Мотор известный, «грузовой». Коробка передач – механическая 6-ступенчатая, фирмы ZF. Выжимаю сцепление… Ох, я уже и забыл, что бывает настолько тугая педаль! Прямо советский ЗИЛ.
По ходу дела обживаюсь и осматриваюсь. Внутри ни разу не «колхоз»! Спинки кресел профилированные, подлокотники регулируются. В дверях и на «стенах» удобные сетки для вещей, есть различные ниши и карманы – побольше, чем в ином универсале! В корме разместили пару «шкафов» для инструмента, которые можно заменить, например, походной кухней или оружейным сейфом.
Шаманим
Вот и обрыв. Шаман беззаботно ухает вниз и легко переваливает через буераки, при этом двигатель работает почти на оборотах холостого хода. Дорожного просвета 450 мм хватает, чтобы преодолеть все сложные участки. Даже с вывешенными двумя осями Шаман без труда ползет вперед.
А где раскачка, сильные удары? Всё настолько мягко, что я теряю связь с реальностью. Судя по рельефу, должно трясти и болтать до боли в суставах, до стука головой о потолок. Ничего этого и в помине нет. Сижу словно на мягкой подушке, которую кто-то бережно несет на руках. А вот на уши поддавливает. Рычит дизель, подвывает трансмиссия, при повороте руля на большие углы шипит гидроусилитель.
По усилию на руле Шаман напоминает грузовик, оттого поначалу пребываешь в полной уверенности, что машина неуклюжа. А потом – как чудо! В поворотном режиме вездеход очень легко разворачивается, хоть волчком вертись.
Обнаглев, нацеливаюсь на неприступные с виду буераки – и перепрыгиваю их, не сбавляя хода! Остановиться перед очередной преградой заставил лишь здравый смысл и сидящий на пассажирском кресле водитель-испытатель – Шаман-то товарный!
Конечно, предел у машины есть, но я к нему даже не приблизился.
Говорят, Шаман пару раз застревал в глухой топи и сибирском снегу. Но выбирался самостоятельно, вытаскивая себя, словно Мюнхгаузен, лебедкой, входящей в базовое оснащение.
Что дальше? К команде разработчиков присоединился известный гоночный инженер Игорь Ермилин – он уже разработал новую раздаточную коробку, которая компактнее и в два раза легче нынешней. А еще «Авторос» готовится вывести Шамана на европейский рынок. Для этого вездеход должен соответствовать нормам Евро‑6, поэтому скоро появится новый мотор Iveco – как раз под евроспецификацию. Глядишь, к тому времени лед растает – поплаваем!
Вездехода комфортнее не найти! | Есть огрехи сборки, высок уровень шума |