Барабан был плох

БАРАБАН БЫЛ ПЛОХ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ТРИЛЛЕР

БАРАБАН БЫЛ ПЛОХ

ПРИЗНАЕТСЯ ЛИ В ЭТОМ "ЛЕНД-РОВЕР"?

ТЕКСТ / АРКАДИЙ КОЗЛОВ

В ночь с 9 на 10 марта 2001 года на почти новеньком "Ленд-Ровере Дискавери" разорвался тормозной барабан, изуродовав автомобиль и едва не убив водителя (об этом мы писали в ЗР, 2001, № 7). Весна пролетела, лето прошло, осень минула. Что изменилось с тех пор?

Итак, по заключению авторитетных лабораторий Нижнего Новгорода, причина аварии - заводской брак. Англичане, узнав о конфузе, среагировали мгновенно: прислали письмо с извинениями, с обещаниями немедленно разобраться, все возместить и даже предложили владельцу на время разбирательства любой автомобиль из гаммы "Ленд-Ровера" или "Форда". Пострадавший в письменном виде назвал "Рэйндж-Ровер". Еще 15 мая. "Дежурного" автомобиля все нет и нет. Что-то долго очень едет. Или пешком идет? Прямо из Лондона.

Зато в августе Нижний Новгород посетил Кевин Маршалл, менеджер послепродажного обслуживания, из самой Англии. Долго ходил вокруг покалеченного автомобиля, облазил его весь, скрупулезно исследовал каждый квадратный дюйм. Снимал на видео, что-то говорил вполголоса на диктофон, щелкал фотоаппаратом, залезал под машину. Съездил даже на площадку, где произошла авария. Ходил кругами, искал что-то на асфальте. А потом последовали дотошные расспросы: как все случилось, как эксплуатировали, какая была погода, с какой скоростью ездил водитель и многое, многое другое. Собрав информацию, улетел в Великобританию, по-английски, не прощаясь. С тех пор и по сей день "Ленд-Ровер" хранит упорное молчание.

Между тем редакция заполучила фрагменты разлетевшегося барабана - из того остатка, что не уехал в Англию. Осколки передали в Московский государственный институт стали и сплавов для детальной экспертизы. Ознакомимся с полученным из института документом.

Итак, "...осмотр излома и внешней поверхности... выявил наличие трещины, идущей от поверхности фрагмента внутрь металла на глубину около 7 мм... Она образовалась до начала аварийного разрушения...". Толщина барабана в этом месте - 10 мм. Если из них 7 - трещина и только 3 - металл, то о прочности всего изделия говорить не приходится. Цитируем далее: "Образование таких трещин... было далеко не единичным событием... в результате чего в месте их появления существенно уменьшилась площадь рабочего сечения детали". Да, трещин было много, практически на всех кусках барабана. Видны они только в изломах или в местах распила и незаметны снаружи. "В любом случае наличие таких трещиноподобных дефектов, - утверждают специалисты института, -...является признаком производственного брака".

Результат анализов предсказать было нетрудно, а вот заключение не просто обескуражило - напугало. Изложим его суть. "Если условия, провоцирующие образование трещин, - следствие... требований серийной технологии, то появление дефектов указанного типа возможно и на других образцах...". В самом деле, литые детали изготавливают партиями. Одна плавка - в множество форм. Сколько их - знают только на заводе. По крайней мере, не десятки и не сотни. Много больше. Кто ведает, сколько еще машин, заряженных взрывными барабанами, колесит по дорогам?

Все это проливает свет и на столь длительное молчание англичан. Может быть, ищут причины, породившие брак, пытаются установить временные рамки, в которые он появился: бывает, что приходится отзывать целую партию для устранения неисправности. А может, просто тянут время в поисках опровержений, которых нет. И такое бывает.

Сколько еще будут думать, неизвестно, а владельцам "Дискавери" 1997 и 1998 годов мы настоятельно советуем не полениться и провести ревизию тормозного барабана ручника - так оно спокойнее... А из Нижнего есть и хорошие новости: водитель наконец выздоровел и вышел на работу. Везучий...

Переписка с "Ленд-Ровером".

Из неопубликованного: осколочные ранения автомобиля и водителя.

Подпишитесь на «За рулем» в