Автобус на тот свет: почему на наших дорогах одни старики
В кино все кончилось хорошо. Русский космонавт по фамилии Андропов и топливом поделился, и на космический булыжник слетал, и хваленый ненашенский шаттл кувалдой починил… Так что зря ребята пытались шутить – орбитальную станцию в космос на один год никто и не запускает. Кстати, американской станции на орбите и сегодня что-то не видать…
Но вот насчет автомобилей, в общем-то, намек понятен. Особенно, когда речь заходит не о частных машинках, а об автобусах времен СССР, которые до сих пор гоняют в хвост и в гриву. К началу 2018 года в России насчитывалось 428 тыс. автобусов, из которых 32% перевалили за 25-летний возраст. Да и с остальными ситуация не лучше: доля свежих автобусов возрастом до 2 лет – всего 5%... Иными словами, молодым является лишь один автобус из 20.
Конечно, спасибо технике, которая тянет лямку до сих пор. Но не хочется думать о том, что произойдет, когда старичок-пенсионер все-таки не сдюжит. Мне в свое время «посчастливилось» оказаться в Икарусе, у которого на перегоне Рязань – Москва от старости отвалился… задний мост! Нам тогда повезло: бедняга прошкрябал задом по асфальту метров двести, но в итоге остановился. А нас пересадили в другого «старичка», который шел в десяти минутах следом. Начиналась эпоха кооператоров…
Невеселую статистику дополняет столь же невеселая мысль: от региона к региону реальная картина наверняка различается, а потому указанные 5% набираются за счет относительно благополучных районов. Иными словами, где-то нормальных автобусов – 25%, а где-то – вообще «ноль целых фиг десятых». По идее, в стране такого быть не должно, однако никакого федерального закона об отправке старых автобусов на заслуженный отдых в утиль я не видел. Тем интереснее сообщение о том, что инициативу на местах проявило Подмосковье.
– С жиру бесятся! – тут же скажут многие. – У них там и так все в шоколаде!
Насчет жира спорить не хочу. Пока известно одно: подмосковные депутаты решили рассмотреть законопроект, согласно которому эксплуатация автобусов старше 5 или 7 лет (в зависимости от класса) будет запрещена. Если закон примут, то Московская область откроет список региональных борцов за нормальный общественный транспорт.
Очень хочется думать, что так оно и будет. Кстати, некоторые полезные поправки Московская областная дума уже приняла. В частности, теперь стаж таксиста на легковушке должен составлять не менее трех лет. Ну, хоть так – уже хорошо.
Кстати говоря, пару дней назад прошло сообщение о том, что немецкая полиция отловила у себя наш экскурсионный автобус с детьми (!), признав его непригодным для эксплуатации. Ржавый, без тормозов, пожароопасный и т.п. Опять-таки, все кончилось хорошо – в смысле, что никакого ДТП не произошло. Но стыдно за соотечественников, искренно убежденных, что «и так сойдет».
Иногда сходит. А иногда автобусы влетают в подземные переходы. Атмосфера всеобщего раздолбайства просто так свои позиции не сдаст – ведь водитель должен зарабатывать, автобус должен приносить доход, а на документах должны стоять печати.
Но аварии и катастрофы, к сожалению, происходят не только в кино с Брюсами Уиллисами. И если Закон подстегнет регионы тратить деньги на новые автобусы, то всем станет только лучше.
Во всяком случае, это куда приятнее, чем выплачивать компенсации семьям тех, кто погиб по чьей-то дурости или жадности.