Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?
Год назад мы провели экспертизу светодиодов с цоколем Н4 (ЗР, № 5, 2017) в поисках ответа на вопрос: могут ли они заменить обычные галогенки? Тогда все новомодные полупроводники заслужили неуд. Но нам показалось, что пройдет совсем немного времени, отдельные недочеты будут ликвидированы – и светодиоды начнут выдавать правильное светораспределение. В быту, например, лампы накаливания легко сдают позиции люминесцентным и светодиодным источникам.
Затевая экспертизу светодиодных лампочек с цоколем категории Н7, предназначенных для установки в головную оптику, мы были почти уверены, что одна-две из них успешно выдадут при испытаниях требуемую картинку. В этом случае можно предлагать узаконить их использование на автомобилях, не оборудованных штатными светодиодными фарами. Ведь безопасность на дорогах от этого должна только выиграть. И мы отдали купленные нами образцы в лабораторию светотехники Научно-технического центра «Автоэлектроника».
Ниже все проверенные изделия расположены в алфавитном порядке. Приведенные снимки соответствуют исходному положению тестовой фары с галогенной лампой. Именно так будет работать головная оптика, если, грубо говоря, выкрутить галогенку и вкрутить светодиодную лампу. В ходе испытаний мы всячески пытались заставить фару со светодиодным источником светить правильно: изменяли угол поворота лампочки, регулировали положение фары. Увы, не помогло.
Clearlight H7, КНРПримерная цена 2500 руб.
Заявленные параметры Световой поток 2800 лм/1 лампа Рабочее напряжение 12 В Потребляемая мощность 30 Вт Цветовая температура «белый» Срок службы > 30 000 часов Лампочки снабжены драйверами питания и ребристыми радиаторами, которые можно запихнуть внутрь корпуса фары. Но использовать такие светодиоды нельзя: правая обочина освещена недостаточно, при этом ослепление встречных водителей обеспечено. А чего еще ожидать от огромной «капли», совсем не похожей на нить накаливания? | Clearlight FLEX H7, КНРПримерная цена 2750 руб.
Заявленные параметры Световой поток 3000 лм/1 лампа Рабочее напряжение 12 В Потребляемая мощность 30 Вт Цветовая температура «белый» Срок службы > 30 000 часов Хвостатые радиаторы вкупе с драйверами не поместятся в корпус фары, необходимо мастерить самодельный защитный колпак. Впрочем, зачем? Фара с такими лампочками слепит встречных водителей, потому в суровом протоколе и указан неуд. Справедливости ради отметим, что это единственное изделие, провалившее всего один пункт из пяти возможных. У остальных дела хуже. |
Clearlight LED laser vision, КНРПримерная цена 3900 руб.. Заявленные параметры Рабочее напряжение 12–24 В Потребляемая мощность 14 Вт Лампочка с «лазерным» именем, состоящая из трех светодиодных прямоугольников, отличилась тем, что провалила освещенность во всех контрольных точках. После этого обсуждать остальные параметры уже неинтересно. | Interpower Н7 G6 Z-ES, КНРПримерная цена 5000 руб. Заявленные параметры Световой поток 3000 лм/1 лампа Рабочее напряжение 9–32 В Потребляемая мощность 80 Вт/2 лампы Цветовая температура 5000–5500 К Срок службы > 50 000 часов Четырехэлементные LED-лампочки дружно решили ослепить встречных водителей. Увы, незачет. |
i-zoom Н7 Optima, КНРПримерная цена 2990 руб.
Заявленные параметры Рабочее напряжение 9–32 В Потребляемая мощность 19,2 Вт Цветовая температура «белый» Срок службы > 30 000 часов Три светодиодных прямоугольничка уложились в норму только в точке 50V, провалив все остальные показатели. Вывод очевиден: в автомобильную фару такую лампу устанавливать нельзя. | LED Headlight РМ-420*Примерная цена 4300 руб.
Заявленные параметры Световой поток 8000 лм/1 лампа Рабочее напряжение 9–32 В Потребляемая мощность 36 Вт Цветовая температура 6500 К Срок службы > 30 000 часов Светодиодные лампочки, содержащие по три довольно крупных светодиодных прямоугольника, слепят встречных и плохо освещают правую обочину. Незачет. * Страна-производитель не указана. |
Philips X-tremeUltinon LED-HL [~H7], КНРПримерная цена 8500 руб.
Заявленные параметры Потребляемая мощность 25 Вт Цветовая температура ≤ 6000 К Срок службы ≤ 6000 часов У четырехэлементных ламп на упаковке есть кокетливый значок: ~H7. Мол, подходят для замены Н7, но только примерно. Что ж, вне дорог общего пользования используйте на здоровье, а так – нельзя. В норматив не уложились. | Sho-Me G7 LH-H7, КНРПримерная цена 3790 руб.
Заявленные параметры Световой поток 3000 лм/1 лампа Рабочее напряжение 8–32 В Потребляемая мощность 24 Вт Цветовая температура 5000 К Симпатичные трехэлементные лампочки с длинными хвостами-радиаторами повели себя по-разному: отдельные показатели у двух лампочек из комплекта различались втрое. Но итог один: плохое освещение правой обочины и итоговый неуд. |
Наши ожидания не оправдались – рано еще узаконивать светодиодные лампочки. Сотрудники лаборатории светотехники, проводившие испытания, изначально были настроены скептически. У них жесткая позиция: работать нормально светодиодная лампочка может только в специально рассчитанной под нее фаре.
Эту позицию разделяют и производители: они выпускают для комплектации автомобилей фары под конкретные источники света и даже не пытаются изобретать «универсальную» светотехнику. Хотя инженерная фантазия не знает границ и не исключено, что когда-нибудь изобретут светодиодный источник света, который приживется в галогенной фаре. Если только до этого времени светодиодная светотехника окончательно не вытеснит галогенную.
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
Результаты испытаний фары (Лада Калина) со светодиодными источниками света
Редакция благодарит сотрудников ООО «Научно-технический центр «Автоэлектроника» и лично руководителя лаборатории светотехники Н.О. Базина за помощь в подготовке материала.