Почему мы больше не хотим садиться за руль?

По статистике ГИБДД, в 2017 году количество получивших права существенно снизилось. Почему зарастает тропа в автошколу?

Стабильность двухтысячных дала трещину в 2014 году. Случившийся кризис на статистике получения водительских удостоверений тогда не отразился – видимо, сработала инерция, но уже в 2015‑м ситуация изменилась, причем кардинально: число желающих обзавестись заветной карточкой начало таять на глазах. К 2017 году общее количество получивших удостоверение достигло минимума – 1,33 миллиона человек. Существенное падение за два года – на треть! И тому есть несколько важных причин.

Демография

В истории нашей страны бывали удачные годы, когда население страны существенно прирастало, и неудачные – когда смертность превышала рождаемость. Это нашло свое отражение в диаграмме, на которой видно, людей какого возраста в России сейчас меньше. Имеющемуся раскладу есть вполне логичное объяснение. Так, люди в возрасте 70–76 лет – это дети войны, от 45 лет до 51 года – дети детей войны, а те, кому от 16 лет до 21 года, родились в сложное время перестройки.

Численность мужского и женского населения России в 2017 году, по возрасту

Статистика, предоставленная Национальным союзом ассоциации автошкол, показывает, что одной из причин дефицита обучающихся могла стать «перестроечная» демографическая яма. Ведь около половины учащихся автошкол – молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, а именно по этой возрастной группе ударил перестроечный спад. Однако это не единственная причина столь значительного падения количества сдающих на права.

Есть еще один любопытный момент: к 2017 году изменился возраст тех, кто садится за парту изучать шоферское дело. Если раньше почти половину составляли вчерашние школьники, то сейчас доминируют люди в возрасте от 25 до 34 лет.

Цена обучения

Оставшиеся тогда же, в 2014‑м, подняли цены. Связано это было с увеличением объема как теоретической, так и практической подготовки, на что, естественно, потребовались дополнительные средства. Если до 2014 года средняя стоимость курса для сдачи на категорию В составляла 25–30 тысяч рублей, то после реформы она поднялась до 30–35 тысяч.

Некоторые школы экономили на всем, на чем можно и даже нельзя. Так, стоимость часа работы преподавателей снизилась с 300 до 150–200 рублей. Каким-то автошколам удалось всеми правдами и неправдами удержать цену курсов практически на прежнем уровне, но приток учащихся всё равно ожидаемо снизился. И даже при таком раскладе образовательная деятельность остается прибыльной, поскольку с 2015 года количество автошкол в России увеличилось с 6988 до 7788.

Важно, что в среде учеников произошли качественные изменения. Раньше среди них было много тех, кто обзаводился водительским удостоверением впрок – дескать, можно поучиться, а со временем и машина появится (водительский стаж идет, поэтому в будущем страховка обойдется дешевле). Сейчас в автошколу идут учиться, чтобы сразу сесть за руль. Кризис заставил оптимизировать семейные расходы, у многих попросту нет лишних средств.

Лишние категории

С каждым годом снижается число тех, кто открывает дополнительную категорию. Если кто-то устраивается работать дальнобойщиком, то откроет категорию Е к уже существующей С. И количество «рабочих» категорий остается примерно неизменным. Но заметно уменьшилось количество желающих стать обладателем категории М (мотоциклы): в пять раз для получающих права впервые и в десять – среди тех, кто получает категорию M дополнительно к уже открытым категориям.

Выходит, и здесь сказывается оптимизация расходов. Люди не готовы получать права по принципу «а вдруг пригодится»: число обратившихся за дополнительным обучением с 2015 года снизилось почти на 100 тысяч человек (– 35%).

Доли разных возрастных групп в общем количестве учащихся в автошколах, %

Изменение ориентиров

В какой-то степени желанию получить права способствует развитие каршеринга в столице. Даже у «безлошадных» появилась перспектива сесть за руль – пусть и прокатной машины. Правда, в каршеринге есть ограничения по возрасту и стажу, так что сразу пошоферить не получится. Но уже через пару-тройку лет появится реальная возможность самому управлять каршеринговым автомобилем и благодаря этому почувствовать вкус свободы. Утверждение, что «новое поколение предпочитает самокат либо гироскутер», не соответствует действительности.

Подсчитанному верить?

Судя по всему, в Госавтоинспекции вообще не анализировали причины снижения числа получающих права. Причем и статистика есть, но она, похоже, ни у кого не вызывает практического интереса.

Некоторые эксперты высказывают предположение, что официальные данные могут быть недостоверными. В 2017 году переходили на единую информационную базу, и в процессе слияния данные могли исказиться. Возможно, что чины и чиновники сами понимают, что публикуют неверные цифры, и именно по этой причине не стремятся их анализировать.

Динамика выдачи водительских прав за последние годы, чел.

Если внимательно изучить статистику Госавтоинспекции, то больше всего сомнений вызывает информация, относящаяся к 2016 году. Тогда все автошколы отмечали значительный общий спад, однако данные ГИБДД говорят об обратном – якобы на 5% увеличилось количество получивших права по сравнению с 2015 годом. Вероятнее всего, в 2016‑м должно было быть падение и выдали примерно на 400 тысяч водительских удостоверений меньше.

Это документы строгой отчетности, их расход строго контролируют – дебет должен сойтись с кредитом. И потому официальная статистика за 2016 год становится даже не странной, а подозрительной.

* * *

Причин сокращения количества желающих получить водительские права достаточно много, но основная – банальная нехватка денег ­у населения.

Однако есть луч света в конце туннеля: уже целый год растут продажи новых авто­мобилей. Глядишь, и в автошколы народ ­потянется.

Подпишитесь на «За рулем» в