Вонь из Москвы: чем дышат люди в большом городе. Экспертиза ЗР
Если раньше нам только намекали, что личный транспорт городу не нужен, то сейчас уже говорят прямым текстом. Пользуйтесь, дорогие граждане, общественным, благо выбор есть. А чтобы вам легче думалось, вот вам платная парковка. Да с прогрессивным тарифом, например. А летом вообще на велосипеде ездить надо – здоровее будете! Глядишь, и до нового пенсионного возраста дотянете. А?
Авось и дотянем. И спорт – это прекрасно. Но чем мы дышим, когда занимаемся в городе этим самым «велоспортом», раскатывая вдоль крупных магистралей? И чем грозит езда на общественном транспорте по мегаполису, переполненному механическими чудовищами и всякого рода промышленными объектами? В большинстве современных автомобилей система вентиляции предполагает наличие фильтра, и он, будучи в добром здравии, вполне успешно справляется со своей задачей – очищает воздух в салоне. А как обстоят дела с муниципальным транспортом, который, как правило, следует по наиболее оживленным улицам города? Как насчет метро, которое является основным средством доставки людей к месту работы в мегаполисах?
В общем, надо проверить, чем дышат люди в большом городе!
Уровень экологической безопасности Москвы |
Попробовать всё
Пробы для исследования московского воздуха мы отбирали как на улице, так и в транспорте. Начали с парка «Сокольники»: это хоть и город, но всё же относительно благополучная его часть: большой зеленый массив, практически полное отсутствие автомобильного движения. Здесь мы рассчитывали обнаружить самый чистый воздух.
Другую точку для отбора воздуха на открытом пространстве мы выбрали неподалеку от редакции – рядом со станцией метро «Сухаревская». Здесь проходит Садовое кольцо, а на Садовом, как известно из Денискиных рассказов, большое движение. И это действительно так: машины идут плотным потоком, причем сейчас их куда больше, чем в пятидесятые годы прошлого века, когда Виктор Драгунский писал свои рассказы.
Однако и без всяких проб быстро становится понятно, что дышать полной грудью в непосредственной близости от бесконечной вереницы транспортных средств явно не стóит. Тем не менее у многих из нас выбора попросту нет, так что здесь мы взяли еще три пробы. Одну – в салоне редакционного хэтчбека Kia Rio X-Line, ведь нынче Rio – едва ли не самый популярный автомобиль в нашей стране, на нем ездят сотни тысяч людей. А еще такие машины работают в такси, так что одним махом – двух зайцев, так сказать.
Другой автомобильный воздух мы дали понюхать приборам в седане Lexus LS 500, приняв во внимание тот факт, что у него одна из самых продвинутых систем климат-контроля со встроенным ионизатором. Должно же быть какое-то преимущество у людей, которые могут позволить себе красиво дышать.
Опять же на Садовом кольце мы сели в первый попавшийся автобус маршрута Б, проехали на нем до Курского вокзала и сделали необходимые замеры. Затем спустились на станции «Чкаловская» в подземку, чтобы отправиться в путешествие по Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена в поисках последней, шестой пробы. После чего отправили все материалы для исследования в лабораторию.
Как это делается
Отбор проб осуществлялся аспирационным методом – для этого мы использовали аспиратор УПРВ 1-20. Суть аспирации – фильтрация исследуемого воздуха при помощи особых веществ, которые способны избирательно поглощать определенный ингредиент.
Как того требует методика, поглотительные приборы в процессе отбора проб воздуха находились в вертикальном положении, после окончания отбора поглотители были закрыты заглушками, пронумерованы согласно шифру пробы и переданы в лабораторию. Там их исследовали с помощью газового хроматографа Кристаллюкс‑4000М.
Кроме того, для оценки качества воздуха использовался портативный газоанализатор ЭЛАН-СО‑50/NO2 – его работа основана на электрохимическом методе анализа, то есть прибор определяет концентрацию газа в смеси по значению электрической проводимости раствора, поглощающего этот газ.
Первым делом нам надо было установить максимальную концентрацию химических соединений, при которой не наблюдается вредных эффектов вообще, – или их же минимальную концентрацию, при которой такие эффекты наблюдаются у человека. Эти показатели регламентированы гигиеническими нормативами 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», которые являются основополагающим документом для сравнения данных лабораторного исследования атмосферного воздуха. И результаты нас не слишком удивили.
Этот непростой воздухЧистый воздух представляет собой смесь различных газов, главным образом азота (78%) и кислорода (21%) – на прочие газы приходится менее одного процента. Однако в Москве состав воздуха куда более разнообразен. Мы проанализировали его на предмет присутствия почти четырех десятков загрязняющих веществ (если быть точным, то тридцати семи), и большинство показателей уложились в границы предельно допустимой концентрации. В целом результаты удовлетворительные, однако на Сухаревской площади (Садовое кольцо) было обнаружено серьезное несоответствие ПДК по содержанию ацетальдегида (0,057 мг/м³ ± 0,014 мг/м³ при норме 0,01 мг/м³) и диоксида азота (0,337 мг/м³ при норме 0,2 мг/м³). А сколько еще в столице улиц, сопоставимых с Садовым кольцом по загруженности транспортом? То-то же. |
Лучше быть
…богатым и здоровым, чем бедным и больным – это общеизвестно. Обитание за городом или в зеленом районе явно предпочтительнее жизни в каменных джунглях центра Москвы – по крайней мере если говорить о Садовом кольце, где, по результатам лабораторных исследований, превышено содержание ацетальдегида и диоксида азота. Ацетальдегид – это бесцветная жидкость с резким запахом, схожим с запахом прелых яблок. При воздействии этого вещества в невысоких концентрациях на организм человека наблюдаются симптомы легкого раздражения слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей. А если концентрация выше, то появляются признаки резкого раздражающего действия – с удушьем, сильным кашлем.
А как насчет диоксида азота? Это газообразное соединение желто-бурого цвета, которое имеет специфический запах и в значительных концентрациях становится удушающим. К тому же диоксид азота может оказывать негативное воздействие на дыхательные пути и легкие, равно как и вызывать изменения состава крови (в частности, уменьшать содержание гемоглобина). Источники образования оксидов азота – тепловые электростанции, автомобильный транспорт. Концентрация остальных веществ – в пределах ПДК. Ну, то есть жить можно.
Как следует из результатов исследования, на Лексусе ездить приятнее и полезнее, чем на Kia, поскольку концентрация ацетальдегида, хлороформа, оксида углерода и диоксида азота в салоне Rio X-Line выше, нежели в салоне Лексуса. Но даже Kia выглядит предпочтительнее автобуса, где содержание диоксида азота, оксида углерода, этанола, бутилацетата и этанола явно выше, чем в легковом автомобиле. Жизнь в метро оказалась лучше, чем в автобусе: здесь концентрация вредных веществ находится примерно на том же уровне, что и в Rio. А самый чистый воздух – в Сокольниках, как мы и предполагали.
Не на своих двоих
Понятно, что не каждый может позволить себе ездить на Лексусе, максимально ограждая себя от окружающей действительности. Однако и более демократичная техника позволяет существенно повысить качество жизни – если, конечно, ездить с закрытыми окнами и при условии эффективной работы внутрисалонного фильтра. Каршеринговые машины в этом смысле вполне сопоставимы с личным транспортом, равно как и такси (правда, многие таксисты ездят с открытыми окнами, выравнивая атмосферу внутри и снаружи автомобиля).
Можно было бы порадоваться за пассажиров метро, но раньше времени делать это не хочется. Не все линии подземки одинаково полезны: там, где пассажиропоток выше, качество воздуха, как правило, хуже.
Автобус немногим лучше прогулки пешком вдоль Садового кольца – просто он помогает быстрее покинуть «гиблое место». А хуже всего придется как раз тем, кто предпочитает передвигаться на своих двоих – ногах либо колесах. Эти рисковые люди в полной мере подвержены воздействию вредных веществ, которых в московском воздухе по-прежнему предостаточно. Так что дожить до пенсии у них, пожалуй, даже меньше шансов, чем у тех, кто передвигается на машине.
Быть может, ситуация в больших городах станет лучше, когда начнут вводить ограничения для автомобилей с «низкой экологической ответственностью»? Ведь уже совсем скоро муниципальные власти смогут размечать зоны, въезд в которые «грязным» транспортным средствам (с экологическим классом ниже Евро‑3, например) будет заказан. Логика тут простая: чем меньше в городе машин, тем чище воздух. В идеале надо сделать так, чтобы личных авто в центре не осталось вовсе. Но осуществимо ли это? Судя по всему, чиновники твердо вознамерились доказать, что в нашей стране и не такое возможно.
Благодарим группу компаний «Экостандарт» за помощь в подготовке материала.