Выбираем зимние шины: без шипов, но с «когтями». Или с «карманами»?
Как меняются черты лица?
Я о рисунке протектора. У конкурентов разные подходы. Nokian использует направленный рисунок, упирая на то, что он более эффективно самоочищается и лучше работает в лужах, слякоти и снежной каше. «Елкоподобный» протектор шины Hakkapeliitta R3 изрезан водоотводящими канавками, расширяющимися в плечевой зоне для более активного отвода воды и снежной каши из пятна контакта. В средней части протектора появилось сплошное ребро. Производитель заявляет, что оно упрочняет конструкцию и улучшает поведение шины на высокой скорости.
Continental в зимних шинах скандинавского направления использует асимметричный протектор (ContiVikingContact 6 – не исключение), поясняя такой выбор оптимальным балансом в поведении на снежно-ледовых покрытиях и асфальте. Но с переходом на новую модель VikingContact 7 немцы отказываются от многолетней традиции и меняют рисунок.
Узор новых шин напоминает симметричный протектор в шашечку грузовых покрышек родом из семидесятых годов прошлого века. Диагональные канавки в средней части протектора предназначены для отвода воды и снежной каши: они слегка расширяются от середины к краям, что и определяет направленность шины.
До чего дошел прогресс?
Прорывных новостей нет. Обе шины продолжают соревноваться в увеличении количества трехмерных ламелей и острых кромок, улучшающих сцепление на скользких покрытиях. Эти «усилители» сцепления на снегу, унаследованные от предыдущих моделей, есть у обеих шин: у Nokian они называются «снежные когти», а у Conti – «снежные карманы».
У обеих шин есть соединительные мостики-перемычки между блоками протектора, которые делают его более жестким ради улучшения управляемости на асфальте. Однако Nokian продолжает использовать так называемые ламели-насосы, прячущие в себе воду и выводящие ее из пятна контакта, а также жесткие микроскопические пластиковые кристаллы, содержащиеся в массе протектора.
В химическом составе компаунда откровений тоже нет. В обеих новинках стало больше диоксида кремния (он же силика или искусственный каучук), улучшающего сцепление на мокром асфальте.
Вам какой размер?
Буква R в названии шины Nokian Hakkapeliitta R долгое время отождествлялась с индексом скорости (170 км/ч) всей ее размерной линейки. Новую шину впору называть RT, так как начиная с 17 дюймов она стала доступна в более скоростных версиях – часть шин теперь имеет индекс скорости Т (190 км/ч). А самый большой, 21‑дюймовый размер теперь представлен только с индексом Т.
У Nokian R3 подрезали модельный ряд «снизу»: легковая версия новинки начинается с 14 дюймов, хотя R2 имела и 13‑дюймовое исполнение.
Версия SUV, отличающаяся от шин прочих производителей боковиной, усиленной арамидом, тоже прибавила в скоростных возможностях: для шин от 20 дюймов и выше индекс скорости – Т (190 км/ч). Максимальный размер – 21 дюйм. Как и в легковом секторе, размерную линейку поджали «снизу»: минимальная размерность шины R3 SUV – 215/65 R16. Легковые версии начиная с размера R16, а кроссоверные – с размера R17 доступны в исполнении «ранфлет».
Continental поддерживает смену «шестерки» на «семерку» увеличением максимального размера с R20 до R21, оставляя наименьший размер R14. Скоростные возможности всех шин седьмой генерации соответствуют скоростному индексу Т (190 км/ч).
Усиленная модификация SUV пока не предусмотрена. Continental считает, что для кроссоверов вполне пригодны легковые шины. Главное – чтобы размер подошел. Правда, для тяжелых рамных вездеходов версию SUV все-таки обещают.
Для части размерной линейки Conti предусмотрено исполнение SSR (тот же «ранфлет»), ContiSeal (с внутренним герметизирующим слоем, затягивающим прокол) и даже ContiSilent (с внутренним слоем, снижающим шум качения).
Кто кого?
Мне удалось протестировать обе новинки – в разное время и в разных местах. Заочное сравнение не совсем корректно, но оценить характеры можно.
Претензий к управляемости (как на льду, так и на снегу) автомобилей, обутых в уходящие со сцены шины Nokian Hakkapeliitta R2, у меня не было, и в сугробах они чувствовали себя как рыба в воде. Видимо, поэтому «тройка» на таком бэкграунде не впечатлила. Разве что ускорения при разгоне и торможении на льду показались более высокими.
«Семерка» Conti порадовала больше. Реакции на повороты руля стали заметно острее и точнее, ведь «шестерка» в этих упражнениях не блистала – баранку приходилось вращать на очень большие углы. Удивительно, но и сугробы новая покрышка бороздит увереннее предшественницы.
Равнозначные соперники! Различия – в нюансах, и лучше ловить их с помощью измерительных приборов. Что мы и сделаем в ходе очередных больших испытаний зимних шин, подобрав этой парочке достойных конкурентов. Результаты опубликуем в одном из ближайших выпусков журнала «За рулем».
Фото: фирмы-производители