6-й этап СМП РСКГ: по проверенной формуле
Первые на первом
Отношения Сочи Автодрома и участников главного кольцевого турнира страны особые. В 2014 году, когда трасса впервые готовилась к приезду Королевских гонок, участники СМП РСКГ за месяц до дебютного Гран-при Формулы-1 провели здесь свой этап. Провели, как говорится, от души: счет первым рекордам, победам и авариям на Сочи Автодроме открыли именно наши спортсмены. А приехавший на свободные тренировки пилот серии GP3 Марвин Кирххёфер изрядно удивился упорству русских: «Я посмотрел, как ваши ребята выясняют отношения на тестах, и боюсь представить, что будет в гонке – так что обязательно останусь смотреть!»
С тех пор прошло четыре года, в течение которых пилоты СМП РСКГ регулярно приезжали на трассу в Олимпийском парке (исключением стал лишь прошлый сезон), – а начало минувшего этапа напоминало тот самый, с которого и началась гоночная история Сочи Автодрома. Еще на тренировках список потенциальных участников поредел: Сергей Щеголев разбил свою Калину о барьер, у Hyundai Solaris Родиона Шушакова разрушился маховик двигателя… В общем, если бы не эти коллизии, на старт могли бы выйти не 54 участника, а как минимум двумя больше.
Но и так старты получились весьма представительными – и на этот раз жители и гости черноморского курорта смогли с головой окунуться в атмосферу гоночного праздника. Ведь в 2014 году руководство трассы закрывало доступ на трибуны и на внутреннюю территорию Сочи Автодрома (вдруг фанаты что-нибудь сломают накануне формульной гонки!), а пилоты ютились в палатках под открытым небом, чтобы ни одна капля моторного масла не упала на девственный пол новеньких боксов.
Поднялись на Олимп
Теперь российские пилоты спокойно разместились в капитальном строении, хотя паддок тоже не пустовал – всем участникам Российской серии боксов попросту не хватает. В отличие от других этапов СМП РСКГ, где зрители спокойно ходят по территории трассы и наблюдают, как команды готовят машины к гонкам, на Сочи Автодроме их такой возможности вновь лишили. Зато вход на самую вместительную и в дни формульного Гран-при самую дорогую главную трибуну был бесплатным! С нее открывается вид на стартовую прямую, боксы и наградной подиум, а следить за гонкой на протяжении всей дистанции можно с помощью прямой трансляции на гигантских мониторах.
А еще на этом этапе СМП РСКГ зрителям разрешили побывать на стартовой прямой в перерывах между заездами – и в первый же день запас плакатов для автограф-сессий едва не закончился! Тысячи болельщиков, уставших от пляжного отдыха, ринулись с трибуны на встречу с титулованными российскими пилотами и с удовольствием позировали на асфальте, расчерченном еще свежими следами гоночных шин.
Сами гонки тоже подарили яркие эмоции – хотя не всегда приятные и далеко не всем участникам. В отличие от Формулы-1, где все действо спрессовано в полтора часа непрерывной карусели, в Российской серии кольцевых гонок участники нескольких классов проводят за выходные по два боевых заезда длительностью 20-25 минут. Сочи Автодром, рассчитанный на сверхскоростные болиды, участникам СМП РСКГ может показаться скучным: там, где машины Формулы-1 несутся за 300 км/ч, даже самые быстрые автомобили класса Туринг развивают не больше 250 км/ч. Зато ширина полотна позволяет въезжать в поворот втроем, а то и впятером – правда, при такой плотной борьбе не все остаются в строю.
Аварийный режим
В серии субботних гонок самыми популярными машинами на трассе были Весты в раскраске Safety Car и Medical Car – то есть автомобили, обеспечивающие безопасность при авариях. Первый раз их вмешательство потребовалось в гонке класса Туринг из-за столкновения Volkswagen Golf Романа Голикова и Audi RS3 Ирека Миннахметова: быстрые пилоты в сражении за место в первой десятке не поделили трассу и испортили заезд себе и коллегам. После того как под прикрытием автомобиля безопасности поврежденную технику убрали, гонка возобновилась – но лишь на несколько кругов: из-за технических проблем Лев Толкачев не смог заправить свой SEAT Leon в поворот и на полной скорости приехал в отбойник. Заезд финишировал за сейфти-каром; к тому времени на первом месте обосновался Volkswagen Golf Клима Гаврилова из Carville Racing, а сразу за ним – Audi RS3 партнеров по LUKOIL Racing Team Ивана Лукашевича и Алексея Дудукало.
Не прошло и нескольких секунд со старта следующей гонки, в которой принимали участие пилоты сразу двух классов СМП РСКГ, как в повороте столкнулась пара Renault Twingo под управлением сокомандников Ильдара Рахматуллина и Тимура Богуславского. Пилоты Suvar Motorsport, выступающие в зачете Туринг-Лайт, были сильнее всех соперников в квалификации – и тут сделали им такой подарок! В итоге сильнейшим среди уцелевших стал Григорий Бурлуцкий на Peugeot 208, серебро в этом зачете досталось его напарнику по Carville Racing Андрею Радошнову, а бронза – Игорю Самсонову, пилотирующему Volkswagen Polo Академии ралли.
Пока пилоты на 200-сильных хэтчбеках выясняли отношения между собой, стартовавшие вместе с ними лидеры класса Супер-продакшн Михаил Митяев и Владислав Незванкин на 250-сильных седанах Lada Vesta умчались вдаль – условную конкуренцию им смог составить только Ильсур Ахметвалеев на Lada Granta, занявший в итоге третье место.
Еще раз вмешательство экстренных служб понадобилось в заключительном субботнем заезде, который проводили пилоты Национального класса. Первым вылетел Игорь Львов, претендующий на титул по итогам сезона – но контакт его Hyundai Solaris и защитного барьера прошел без серьезных повреждений, и молодой пилот смог набрать очки за 10 место. А вот Михаилу Симонову на аналогичном хэтчбеке не повезло: машина разбита, гонка вновь нейтрализована автомобилем безопасности. Лучшими же становятся пилоты на седанах Volkswagen Polo, выступающие за Академию ралли: Глебу Кузнецову достается первое место, Денису Мавланову второе. Третьим линию финиша пересек еще один Поло, но его пилота Александра Масленникова наказали за «срезание» трассы – и бронзовый кубок достался Роману Агошкову, выступающему на Kia Rio X-Line в цветах AKHMAT Racing Team.
Шаг влево, шаг вправо
В воскресенье пилоты Национального зачета тоже не смогли избежать массовой аварии, в которой пострадало сразу четыре автомобиля – но главной проблемой, общей для всех классов СМП РСКГ, стала процедура старта. Напомним, если в субботних гонках пилоты отправляются в бой с хода, то в воскресенье старт дается с места. Обычно разместиться на расчерченном клетками асфальте им помогают сотрудники трассы (именно так – девушки с табличками перед началом заезда просто поднимают спортсменам настроение!), но на этот раз маршалов на стартовой решетке не было. И все из-за грядущего формульного Гран-при, где их поддержки не предусмотрено! Кстати, вовсе не потому, что участники Формулы-1 настолько круче наших пилотов, а из-за различного обзора в кузовных автомобилях и в болидах с открытыми колесами: там встать строго на свое место намного проще.
Но 6-й этап СМП РСКГ, как и четыре года назад, снова стал тренировочным для персонала Сочи Автодрома, и пилотам пришлось занимать места на стартовой прямой по наитию – а потом отвечать за помарки по всей суровости международных автоспортивных законов.
В той же гонке Национального класса прямо по ходу заезда на проезд по пит-лейн зазвали Романа Агошкова – когда его Kia Rio X-Line мелькал в первой пятерке! Еще суровее судьи обошлись с Александром Масленниковым: накануне у него отобрали кубок за третье место, а теперь, уже когда он финишировал первым, задним числом наказывают его за неправильное расположение на старте! В итоге победа досталась Егору Санину (Kia Rio, Bragin Racing Team), серебро – Денису Мавланову (Volkswagen Polo, Академия ралли), бронза – Павлу Кальмановичу (Hyundai Solaris, AG Team).
И понеслось: что ни гонка – то фавориты заезда покидают лидирующие позиции. В Туринге стартовавшие с первого ряда Павел Яшин на SEAT Leon команды Нева Моторспорт и Михаил Грачев на Lada Vesta заводского коллектива одновременно получили наказание. И ни серебряный призер Алексей Дудукало, ни Андрей Масленников, добывший бронзу, не помешали Дмитрию Брагину из ТАИФ Моторспорт в очередной раз припарковать свою Audi RS3 у первой ступени подиума.
В объединенном заезде двух классов стартовавшие с первого ряда Александр Гармаш (Volkswagen Scirocco, Delphi Technologies RHHCC R.T.) и Филипп Тупоносов (Lada Granta, Автопродукт Матч ТВ GTE RT) действительно поторопились начать гонку – и получили справедливое наказание за фальстарт. Впрочем, все равно их зачете решался вопрос поважнее: Михаил Митяев, оставив за собой Владислава Незванкина и Евгения Мейтеса, стал победителем заезда – и досрочно завоевал Кубок России в классе Супер-продакшн!
А вот для Андрея Масленникова, претендующего на титул в Туринг-Лайт, небрежность при расстановке на стартовой прямой обошлась недешево. Он даже не пересек белую линию передним бампером – а просто встал чуть правее клетки! В итоге судьи отправили его на проезд по пит-лейн в тот момент, когда он шел вторым в своем классе. Победа же досталась Тимуру Богуславскому, который отыгрался за неудачу накануне, серебряная награда – Владимиру Череваню (Volkswagen Polo, Подмосковье Моторспорт), бронзовая – Григорию Бурлуцкому (Peugeot 208, Carville Racing).
Теперь пилотам предстоит окончательно выяснить отношения и разыграть комплекты наград на финальном этапе. На автодроме Крепость Грозная к героям сочинского уик-энда присоединятся участники Первенства СМП РСКГ Национальный Юниор, которые провели минувшие выходные на школьных линейках. Так что зрителей на трибунах чеченской трассы ожидают сразу восемь гонок, следить за которыми можно и дистанционно благодаря телетрансляциям и онлайн-эфиру на медиапортале smp-rskg.tv.
Фото: пресс-служба СМП РСКГ