По воде аки посуху

ПО ВОДЕ АКИ ПОСУХУ

ТЕХНИКА

/ПОДРОБНОСТИ

ПО ВОДЕ АКИ ПОСУХУ

ДОЖДЕВЫЕ ШИНЫ ОТ "УНИРОЯЛ"

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВ

Над тренировочной площадкой с самого утра повисла радуга - дождевальные установки трудились вовсю. На "пит-стопе" нас ждали новенькие "ауди А-4". Похожие друг на друга, словно близнецы, они отличались лишь обувкой. Журналистам предоставили возможность сравнить новые шины компании "Унироял" с изделиями конкурентов. Похоже, организаторы ничем не рисковали: "РейнСпорт 1" на мокрой трассе действительно вели себя лучше других. В чем же секрет?

Найти оптимальный рисунок протектора для "дождевой" шины не так-то просто. С увеличением ширины покрышки затрудняется отвод воды из пятна контакта. Так, чтобы избежать аквапланирования при движении со скоростью 80 км/ч по 8-миллиметровому слою воды, протектор мотоциклетного колеса должен отводить 6 л воды в секунду, для "жигулевских" колес эта величина составит уже 26 л, а для спортивных - целых 43!

Итак, рисунок протектора, прекрасно работающий на узких шинах, может оказаться абсолютно непригодным для широких. И наоборот, лишние канавки на узком протекторе могут резко повлиять на управляемость не только на мокрой, но и на сухой дороге. К тому же владельцы мощных и дорогих машин весьма взыскательны к внешнему виду покрышки, поэтому конструкторам приходится решать задачу с огромным количеством вводных.

Сверхнизкопрофильную "РейнСпорт 1" (пришедшую на смену "Унироял RTT-2") проектировали с чистого листа. Вначале протектор просчитали на компьютере методом конечных элементов, затем опытные образцы шин отправили на полигон, где под толстым стеклом, вмонтированным в бетон трассы, установлена высокоскоростная видеокамера. Изображения пятна контакта на мокрой и сухой трассах, в поворотах, при торможении и разгоне анализировали на компьютере, вводили коррективы. Так родился запоминающийся W-образный рисунок протектора, эффективно удаляющий воду (рис. 1). Боковые шашки под некоторым углом - при повороте автомобиля из-за увода шины они окажутся параллельны приложенным силам (рис. 2), что благоприятно скажется на управляемости автомобиля. Резиновая смесь - с добавлением кремнезема (силикона), с ним шина лучше цепляется за микронеровности шоссе, что сокращает тормозной путь. Более равномерно теперь распределяется нагрузка в пятне контакта - покрышка стала долговечнее. Наиболее впечатляющий прогресс по сравнению с RTT-2 - в противодействии боковому аквапланированию и в тормозной динамике. При торможении со скорости 100 км/ч новая шина отыгрывает у предшественницы целых 8 метров!

Но переобуться в "РейнСпорт 1" смогут немногие - цена ее вполне соответствует высоким характеристикам, да и типоразмеры соответствующие: от 195/ 50R15V до 265/35ZR18W. Для тех, кому такая шина не по карману (или не по колесу), "Унироял" предлагает "Рал-

ли 680". Эта покрышка, несмотря на относительно невысокую цену и "отечественные" размеры (от 145/80R13Т до 195/65R15Т), тоже хороша. Новорожденная обошла свою предшественницу "Ралли 580" почти по всем параметрам. Тормозной путь на мокром покрытии помогли уменьшить кремниевые добавки к резиновой смеси. Сопротивляемость аквапланированию возросла благодаря новому "турбинообразному" рисунку протектора с двумя продольными канавками. Оптимальный наклон шашек и их размер помогли улучшить управляемость и на сухом покрытии. А разрезы на шашках позволили снизить шум и повысить плавность хода. У большинства шин давление на грунт выше в плечевой зоне протектора, а в центральной его части оно значительно меньше. У "Ралли 680" давление почти идеально выровнено по всему пятну контакта. Помимо улучшения управляемости это уменьшает износ и риск усталостного разрушения шины.

Новички неплохи и на сухих трассах: при тестовых заездах в повороте снос передних колес на критической скорости был мягким и прогнозируемым.

Продажа новых шин в России уже идет полным ходом.

Рис. 1. Схема отвода воды протектором "РейнСпорт 1".

Рис. 2. Распределение нагрузки в пятне контакта "РэйнСпорт 1" при повороте.

Подпишитесь на «За рулем» в