Рейд ЗР: 66% детей — в смертельной опасности
«За рулем.РФ» отправился в рейд и выяснил, как инспекторы ГИБДД вычисляют тех, кто возит детей не по правилам, и что сами водители думают об автокреслах. Для начала несколько цитат из авто- и родительских форумов.
В России только в 63% случаев дети младше семи лет ездят на машине в детском кресле, а те, кто старше, – только в 33%, утверждают специалисты экспертного центра «Движение без опасности». Среди самых распространенных отговорок — «мой ребенок не помещается в автокресле», «малышу там неудобно» и «гаишников вроде нет».
Образцовый детский сад
Едем на парковку к детскому саду № 1583 Головинского района Москвы. «Действуем так: видим родителей, которые привезли ребенка в сад на машине, подходим и просим показать детское кресло. Здесь учатся детки до семи лет, и, если кресла нет, родителям грозит административный штраф», — инструктирует инспектор Екатерина Шибина.
За время «дежурства» пообщались с семью водителями. Все говорят хоть и по-разному, но об одном и том же: детей надо всегда перевозить в автокресле, ведь от этого зависит безопасность.
Задаю инспекторам вопрос: «Неужели и вправду московские автолюбители такие сознательные?» Ответ утвердительный: «Не знаю, как обстоит ситуация в других регионах, но в Москве водители в этом плане очень сознательные», — отмечает инспектор ДПС Роман Мажинский.
Впрочем, есть и другая версия, почему у детского сада не попалось ни одного нарушителя: сотрудники ГИБДД должны за несколько дней предупредить учебное учреждение о своем визите. Ну а дальше сработало сарафанное радио.
Все такие законопослушные
Для чистоты эксперимента «За рулем» с ГИБДД едет на оживленную дорогу рядом с торговым центром. Трафик плотный, однако для инспекторов не составляет особого труда вычислить в потоке нарушителя – как правило, он выдает себя сам. «Тут дело в практике: чаще всего люди начинают странно себя вести. Завидев нас, стараются уйти в крайний ряд, некоторые вообще совершают странные маневры, пытаются развернуться – мол, им вообще надо было ехать в другую сторону», – говорит Роман Мажинский.
По словам инспектора, во время рейдов по перевозке детей он, в первую очередь, высматривает молодых женщин за рулем. За час остановили около десяти машин, три из которых были с детьми. Оказалось, что все водители соблюдают ПДД. Причины покупки детского кресла называют разные:
- Как только родила, мы сразу стали возить ребенка только в кресле. Если во время движения просто резко затормозить, без него ребенок может вылететь, — поясняет Анна.
- Мы в принципе никогда не сажали детей в машину (в семье трое детей. – Прим. ЗР), пока не приобрели автокресло. Из роддома тоже уезжали в нем. Это же безопасность наших детей. У знакомых был печальный опыт перевозки ребенка без кресла, не хотелось бы повторять, — говорит Ольга.
- Как только дети родились, мы сразу начали пользоваться детским креслом. Во-первых, за вождение без них предусмотрен штраф, во-вторых, это же дети. Купить детское кресло можно недорого – от трех тысяч. И это того стоит! — считает Юлия.
Глас невинного
Означают ли итоги полицейского рейда, что в Москве людей, пренебрегающих детским креслом, меньше, чем добросовестных водителей? Очевидно, что нет. У каждого из нас есть как минимум парочка знакомых автомобилистов, которые время от времени позволяют ребенку побеситься в салоне во время движения. И если взрослые стараются не распространяться об этом, то дети ненароком «сдают» родителей. «За рулем.РФ» поговорил с первоклассницей Верой и узнал, как ее возят родители.
— Вера, часто с родителями ездишь на машине?
— Да.
— А больше где любишь ездить – спереди или сзади?
— Спереди. Ну просто там больше все видно и интереснее.
— А если ты не пристегнешься в машине, то что тогда?
— Ругаться мама с папой точно не будут. Мама сама вообще не пристегивается.
— Как ты считаешь, а зачем люди пристегиваются в машине?
— (Задумывается) Ну… потому что так надо. Так безопаснее.
— Скажи, пожалуйста, а автокресло в машине у вас есть?
— Нет, но когда маленькая была, оно было.
По словам инспекторов, зачастую родители, не пользующиеся автокреслом, просто не верят в возможность аварии или банально не хотят думать о плохом. Мол, страшные ДТП – это история не про них, а про абстрактных героев роликов на YouTube и сводок происшествий в вечерних новостях. «Иногда граждане не используют детские автокресла по ряду простых, но вовсе не убедительных и не избавляющих их от ответственности причин: считают, что это слишком дорого, или что ребенок слишком быстро из кресла вырастет, или что несчастный случай никогда с ними не произойдет. Безответственность приводит к самым печальным последствиям – из-за ошибок родителей страдают дети», — говорит подполковник полиции Сергей Захаров.
- В 2017 году в России было зарегистрировано 19 581 ДТП с участием детей до 16 лет. В них: 713 детей погибло, еще 21 136 получили ранения различной степени тяжести (источник - экспертный центр «Движение без опасности»).
- 12% — число ДТП с детьми от числа всех ДТП в России.
- 25% таких ДТП происходит из-за неосторожности детей и 75% — по вине взрослых.
Зарубежный опыт
КоАП РФ гуманен в отношении родителей, нарушающих правила перевозки детей, — штраф составляет всего 3 тыс. рублей. В Великобритании за это же нарушение придется заплатить до 500 фунтов стерлингов (около 44,7 тыс. руб.). При этом английское законодательство предусматривает более жесткие правила перевозки: ребенок должен находиться в специальном кресле, пока не достигнет 12-летнего возраста или роста свыше 135 см.
В Калифорнии (США) штраф за перевозку без автокресла ребенка, не достигшего 8-летнего возраста, достигает 475 долларов (32,8 тыс. руб.) в том случае, если водитель попался впервые. Последующее нарушение – штраф от 1055 долларов.
В столице ОАЭ перевозка детей до 4 лет без специального удерживающего устройства наказывается штрафом в 400 дирхамов (около 7,5 тыс. руб.)
Три наивных вопроса о перевозке детей
— Какое количество штрафов за отсутствие автокресла я могу получить за одну поездку? Есть ли лимит?
— Теоретически за одну поездку можно получить неограниченное количество штрафов – все зависит от того, сколько раз вы попадетесь инспекторам. Как физическое лицо, вы заплатите 3 тыс. рублей. Для должностных лиц тариф выше – 25 тыс. рублей. В случае с юридическими лицами штраф достигает 100 тысяч.
— Кто будет платить, если мы с ребенком поехали на такси, в котором не оказалось детского кресла – я или водитель?
— По закону ответственность за нарушение требований к перевозке детей несет водитель.
— Если в машине несколько детей едет без кресел, то штраф мне будет выписан на каждого в отдельности?
Куда посадить ребенка
В теории штрафы можно ужесточить до европейского уровня, а инспекторов ГИБДД расставить едва ли не на каждом перекрестке, однако серьезно повлиять на ситуацию может только человеческая сознательность. Вспомним социальную рекламу: куда посадить своего ребенка — в автомобильное кресло или в инвалидное, каждый решает сам. Жестокие последствия такого выбора можно легко найти в интернете. Предупреждение: в ролике ниже — реальный ужас любого родителя.
Фото: ОБ ДПС ГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве, Антон Новодережкин/ТАСС, depositphotos.com