Спецправа на управление внедорожником – 5 аргументов «за»
— Алиса! Ты поогромнела?
— Нет! Она понормальнела!
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»
– Их нельзя сажать в такие машины!
Недовольство моего друга можно было понять. Субтильное существо за рулем подрезавшего нас огромного джипа явно не догадывалось, для чего служит разметка и почему машинки, на которые оно взирает свысока, то и дело возмущенно кому-то сигналят.
– Она же не умеет! – бушевал друг. – Кто ей купил этот танк? И я не понимаю, почему вождению грузовиков обучают, а вот за руль здоровенного джипа может сесть кто угодно? А если ей завтра самолет купят, она и по Шереметьево начнет кататься? Между боингами!
Друг еще долго возмущался – мол, для управления здоровенными джипами нужна отдельная категория прав. А я начал прикидывать аргументы «за». Потому что внутренне был с этим согласен.
Какой у вас размер?
Понятно, что дело не только в том, что за рулем огромной машины оказалось худенькое существо определенного пола. В конце концов, все современные машины давно лишились тугих педалей и неповоротливых рулей. Но взамен они обрели мощные моторы, легкие органы управления и кучу башковитых микропроцессоров, поначалу порождающих у водителя чувство легкости и вседозволенности. И это сыграло дурную шутку с неподготовленными водителями.
Впрочем, пора загибать пальцы.
1. Габариты
Чем больше габариты машины, тем сложнее ею управлять. Предельный случай – длиннющий свадебный лимузин, который физически не способен поворачивать во двор из крайнего правого ряда или переезжать через горбатые мостики без риска превратиться в качели… Аналогичным образом любая машина длиной под 6 метров требует при поворотах правильно «заносить морду». А высокий автомобиль при заезде в подземные паркинги просит заранее оценивать высоту въездных ворот.
2. Обзорность
Сверху видно хорошо, спору нет. Но… не всё – многое остается «за кадром». Именно поэтому габаритные машины так часто зажимают при повороте маленькие автомобильчики – мол, откуда он тут взялся? А не заметить возле переднего правого крыла ребенка на велике – проще простого. А еще спереди нависает огромный капот, перед которым, извините, ни черта не видно. Та же история сзади.
3. Центр тяжести
Понятно, что он расположен высоко: это же внедорожник! Клиренс – большой, колеса – огромные, ход подвески – серьезный, сам по себе кузов – высокий. А если машина рамная, то центр тяжести уползает еще выше. Поэтому при резких поворотах или перестроениях существует риск опрокидывания.
4. Полный привод
Не все знают, что полноприводный автомобиль – самый сложный для управления в заносе. Срыв в занос, как правило, происходит совершенно неожиданно, и выйти из него сложно. И если нетренированный водитель не чувствует баланс руля и газа, то поездка может кончиться в кювете.
5. Размещение груза
Большой пикап невольно провоцирует владельца к перевозке тяжелого груза типа мешков с цементом. Это понятно и вполне допустимо, но на практике такая перевозка обычно сводится к одному: накидал мешков и поехал. И только в дороге понимаешь, что при любом ускорении мешки оживают, непредсказуемым образом влияя на устойчивость машины. Очевидно, что груз должен быть размещен и закреплен не абы как, а «по делу». Но обучен ли этому владелец?
Почему не учат ездить на таких машинах?
Про купленные права и липовые автошколы писали и пишут много. Печально, но эта тема давно уже не вызывает какого-либо трепета или недовольства – мол, это и так общеизвестно. Однако позволю себе заметить, что даже в нормальных школах обучают езде на «обычных» легковушках, а вовсе не на внедорожниках!
В советские времена, понятное дело, никаких огромных внедорожников просто не было. Даже «газики» с «уазиками» в продажу не поступали. Но зато были штампы в водительских удостоверениях — «Без права работать по найму», разделяющие любителей и профессионалов. А еще были автошколы, обучавшие управлять серьезной техникой. Потому что всем было понятно: требования к водителям габаритных и тяжелых машин должны быть серьезнее, чем к владельцу Москвича. И не случайно даже сегодня требования ПДД к легковушкам и грузовикам различны. И автомобиль с разрешенной максимальной массой более 3,5 т даже на автомагистрали не имеет права разгоняться выше 90 км/ч.
Обидно, но честная автошкола сегодня не выгодна никому. Учащиеся предпочитают получить права побыстрее, преподаватели хотят побыстрее обогатиться, ГИБДД – ладно, не будем об этом… А между тем сегодня автопарк страны резко поменялся. Но огромные «эскалады» ESV и Мерседесы G500 при этом формально приравниваются к скромным «грантам» и «солярисам», хотя их полная масса легко переваливает за трехтонный рубеж. Неужели всем непонятно, что нельзя бездумно допускать к управлению такими машинами неподготовленных водителей? А особенно – зеленых новичков, опьяненных сознанием своего «величия».
Вообще говоря, подобные инициативы то и дело кем-то планируются. Кто-то намеревался запретить водителям со стажем менее 4 лет садиться за руль автомобилей с мощностью более 150 лошадок. Но, на мой взгляд, это однобокий подход, который вряд ли будет в итоге одобрен. Впрочем, посмотрим.
Все вышеизложенное будет, скорее всего, истолковано значительной частью населения как покушение на свободу, ограничение прав и т.п. Да, именно так – особенно в части прав. Причем в буквальном смысле слова. Потому что я убежден: пускать за руль громоздких и тяжелых автомобилей можно только специально подготовленных водителей.
Всех, кто имеет особое мнение по данному вопросу, приглашаю высказаться.
- А еще владельцы больших внедорожников должны уметь пользоваться различными видами тросов, надевать браслеты на колеса в «полевых условиях» и быть готовыми к быстрой мобилизации.