На этих АЗС зимой продают летнее дизтопливо! Рейд ЗР
Традиционный зарулевский зимний эксперимент может повторить любой желающий: достаточно поместить сосуд с приобретенным на заправке горючим в морозилку, а через несколько часов проверить, не превратилось ли жидкое вещество в твердое.
К сожалению, за последние годы еще ни разу не было, чтобы все купленные образцы оказались действительно зимними: часть приобретала консистенцию сметаны, а то и вовсе становилось ледышкой. Причем ни один из продавцов топлива после выхода журнала не пытался на нас наехать. Дескать, замерзает – и что с того?
Причина банальна: согласно действующим нормативам зимой АЗС не обязаны изымать из торговли летнее ДТ! Даже если мороз стоит такой, что вокруг замерзают звуки, как в воспоминаниях барона Мюнхгаузена. Ни в одном документе нет фразы о том, что зимой в России бывает холодно и потому должна быть узаконена сезонность топлив. А многие покупатели подъезжают к колонке с надписью ДТ, не задавая лишних вопросов и не требуя паспорта качества, в котором указано, летнее сейчас продается дизтопливо или зимнее.
Мы вели себя как обычные потребители, решившие холодным декабрьским днем заправить машину. Результаты экспресс-проверки, как обычно, свели в таблицу.
Дизельная терминологияНазывать дизельное топливо соляркой неправильно, ведь оно содержит не только соляровые фракции – еще есть газойлевые и керосиновые. Название «солярка» происходит от немецкого Solaröl – «солнечное масло»: так полтораста лет назад называли образующуюся при перегонке нефти более тяжелую фракцию желтоватого оттенка. Сегодня солярка – это отдельный вид топлива, применяющийся разве что в тихоходных тракторах, но не в современных автомобилях. Однако же в разговорной речи термин прижился. В отличие от бензинов, которых можно насчитать до четырех видов (от АИ‑80 до АИ‑100), дизельное топливо универсально. При этом у него тоже есть свой важнейший показатель, прямой аналог октанового числа у бензинов, – это цетановое число, характеризующее способность топлива к самовоспламенению. Но обычно оно не указывается ни в чеках, ни на колонках – в лучшем случае оговаривается, что топливо относится к пятому экологическому классу. С 1 января 2016 года на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5. |
Наши советы всем «дизелеводам» не будут содержать откровений. Главный: заправляйтесь на брендовых АЗС – это значительно снизит вероятность того, что топливо в баке вашей машины замерзнет. Если замерзнет, антигели не помогут – это средства профилактики, а не лечения. Неприемлемы и дедовские способы с применением паяльных ламп и прочих нагревателей – современные топливные баки сделаны, как правило, из пластмассы. Спасут только буксир (эвакуатор) и теплое помещение.
И еще: сегодня на многих АЗС выдают кассовые чеки с указанием того, что проданное топливо – летнее. Сохраняйте их после заправки! Если возникнут проблемы, то с документальным подтверждением будет проще взыскать с заправки компенсацию за реанимацию автомобиля.
Если сравнить нынешний рейд с прошлыми, ситуация с дизтопливами стала не то чтобы лучше – честнее. Продавец прямо заявляет, что торгует летним топливом, и не умалчивает об этом.
Основные выводы по итогам нашего рейда таковы:
- Претензий нет к 16 образцам из двадцати приобретенных. Иными словами, на каждой пятой АЗС встречается летнее дизтопливо.
- Разброс цен колоссальный – более 29%! Самое дорогое ДТ оказалось на АЗС Shell: более полусотни рублей за литр, а самое дешевое – на АЗС «Параллель» в деревне Микишкино: менее 39 рублей.
- Все серьезные бренды вновь подтвердили свою надежность. Заправка на малоизвестных заправках – лотерея.
- На АЗС ВР нам отказались отпускать топливо в пластиковую канистру. А на соседней АЗС Роснефти (ВР и Роснефть входят в одну корпорацию) – пожалуйста. Где логика?
- Не на всех АЗС пистолеты дизельных колонок имеют диаметр, отличный от бензиновых, – не перепутайте!
- На большинстве АЗС продают антигели; если обещают сильный мороз, лучше перестраховаться и залить средство в бак.