Гранта, Логан, Датсун: большой тест седанов с автоматом
Ее фотографии вызывают странные чувства. С некоторых ракурсов Лада Гранта с «мордой» от Весты и дверьми от Калины образца 2004 года кажется непропорциональным недоразумением. Неудивительно, что на следующий же после презентации день мастерá фотошопа принялись примерять «икс-фейс» на «классику» и старую Ниву ВАЗ‑2121. Команде дизайнеров наверняка было обидно.
Всё меняется при встрече с живой машиной. Подмечая аккуратную подгонку кузовных панелей и любуясь хромированными «бумерангами» под головной оптикой, понимаешь: Стив Маттин постарался на славу. И хотя низкая подоконная линия и большая площадь остекления с потрохами выдают возраст исходника,
Гранта теперь – красотка! Чем она хуже Логана или псевдояпонского Датсуна on-DO? А может, уже и лучше?
В поисках максимально беспристрастного ответа мы выписали троицу в близких спецификациях: каждый седан – с 1,6‑литровым мотором, четырехступенчатым автоматом и располагает всеми опциям, какие только можно заказать. Ах да! Если вам показалось, что Гранте предстоит сражаться с «замшелыми стариками», напомню: существенно обновленный Logan появился в России прошлой осенью. Доработанный on-DO продается чуть больше года.
Renault LoganФранко-румынский бюджетник второго поколения показали в 2012‑м. В прошлом году слегка освежили экстерьер и интерьер. В Европе автомобиль известен под маркой Dacia и доступен также в кузове универсал. Базируется на глобальной платформе B0. Выпускается в Тольятти – на одном конвейере с Грантой. ДВИГАТЕЛИ: | Datsun оn-DOПредставлен весной 2014 года. Построен на платформе Гранты и является ее переосмысленной версией, но позиционируется как «настоящий японский автомобиль». Имеет пятидверную версию mi-DO. В конце 2017 года обе модели обновились косметически. Гамма двигателей пополнилась 16‑клапанными 106‑сильными моторами. Сборка – в Тольятти. ДВИГАТЕЛИ: | Лада ГрантаСедан на базе Калины дебютировал весной 2011 года и сменил морально устаревшее семейство Самара. В период с 2011 по 2017 год Гранта несколько раз обновлялась по мелочам. Прошлой осенью пережила полноценный рестайлинг, получив фирменный «икс-фейс». Представлена с кузовами трех типов – седан, лифтбек и универсал. Производится в Тольятти. ДВИГАТЕЛИ: |
Заходящее солнце
Попробовать, безусловно, стоило. Идея создания недорогой, но качественной машины, за рулем которой люди не будут чувствовать себя ущербными, была хороша. И поначалу казалось, что у ныне опального Карлоса Гона всё получится. За первые полгода производства с конвейера АВТОВАЗа сошло 20 000 седанов on-DO, и во всех без исключения интервью за 2014 год боссы альянса предрекали российскому отделению Datsun великое будущее.
С эргономикой у Датсуна – как и у Лады – порядок. Дорогим версиям вдобавок положен мультимедийный комплекс Ителма с семидюймовым тачскрином. И хотя в мелочах on-DO уступает Гранте, автомат Jatco хорош! На Датсуне он работает ничуть не хуже, чем на Гранте. | ||
Приборы Датсуна – без затей и провалов. Придраться можно только к верхнему экрану, который «замерзает» при минусовой температуре. А это совсем не красит японскую технику. | Нелепый ручник с обилием голого металла - привет из конца восьмидесятых. | Качество изготовления подрулевых рычажков ниже плинтуса. Самое неприятное, что грубый шов находится точнехонько в месте касания пальцами. |
К моменту запуска в производство on-DO действительно был лучше Гранты. Чуть тише, слегка приятнее в управлении, с более интересным интерьером и без кучи вопросов к качеству сборки. А что теперь? Дверной уплотнитель забился под вздыбленную обшивку стойки. Рычажок указателя поворотников впивается в подушечки пальцев острым облоем. Да и в целом интерьер производит тягостное впечатление: рестайлинг привнес сюда лишь новый дисплей трип-компьютера.
On-DO – единственный автомобиль в трио с запрятанным черт-те куда USB-разъемом. Телефон он заряжает еле-еле. | Перчаточный ящик Датсуна самый скромный как по объему, так и по сути. Здесь даже подсветки нет. Полочка над бардачком? Она вызывающе нефункциональна. |
Дверные ручки от дорестайлинговой Гранты классные. Но этого маловато, чтобы заставить сделать выбор в пользу Датсуна. | Заправить обшивку под уплотнитель – минутное дело. Тем удивительнее, что автомобиль японского бренда может попасть к покупателю в такой кондиции. |
Конечно, я могу ошибаться. Но мне навязчиво кажется, что на нынешнюю линейку Datsun в альянсе махнули рукой. Когда стало понятно, что on-DO продается в четыре раза хуже Гранты и даже демпинг слабо стимулирует спрос, «японца» отправили мирно доживать свой век. Иначе обновление 2017 года принесло бы водительскому сиденью регулировку по высоте, слот USB вытащили бы из бардачка, а сам бардачок оснастили бы подсветкой.
На ходу Datsun неплох. Но не настолько, чтобы за четыре с лишним года не вносить изменений! Руль всё так же пуст в околонулевой зоне, усилие на педали тóрмоза по-прежнему неоднородно и с непривычки провоцирует клевать носом, а шумоизоляция слабовата даже по меркам бюджетников. Особенно настырен двигатель – после 4000 оборотов. В отличие от Гранты, с автоматом здесь дружит только 87‑сильный восьмиклапанный мотор.
Набивка передних сидений Датсуна чуть плотнее, чем в Ладе, – сидеть чуть приятнее. А вот регулировки сиденья по высоте у on-DO нет. Совсем. | Задний ряд Датсуна отличается от грантовского только обивкой сиденья. Втроем здесь невыносимо. Двоим среднего роста – вполне. |
Эти двое, на мой взгляд, и есть самый ценный актив машины. Более удачный симбиоз двигателя и 4-ступенчатой гидромеханики еще поискать! Благодаря совершенно чумовой эластичности мотора и оперативности коробки, в паспортные 14,4 секунды до сотни не веришь. On-DO будто за одиннадцать справляется. При этом и вверх и вниз автомат Jatco переключается гладко. Если собственноручно «допилить» шумку подкапотного пространства, можно получить приличный ездовой комфорт.
Если хотите понять, как едет on-DO, – прочитайте подпись к аналогичной фотографии Гранты. А сейчас лучше обратите внимание на экстерьер: после рестайлинга Лады Datsun не кажется ни современнее, ни дороже. | Агрегаты Датсуна (не) защищает куцый пластмассовый пыльник, который отделяют от земли 170 мм. Впрочем, дилеры всегда рады предложить стальную защиту – как на Гранте. |
Стóит ли Datsun своих денег и примерно пятипроцентной переплаты по сравнению с аналогичной Грантой? Безусловно, да – если вы подвержены эффекту плацебо или принципиально хотите пусть ненастоящую, но иномарку. Во всех остальных случаях – категорически нет. И очевидно, что с появлением обновленной Лады и при отсутствии изменений делá Датсуна пойдут только хуже.
Лицо без шрама
Признаюсь – я не успел проштудировать материал Кости Васильева, который поездил на обновленной Гранте первым в нашей редакции (ЗР, № 10, 2018). Так что знакомство с красавицей Ладой происходит для меня здесь и сейчас. И, поскольку лакмусом выступает Datsun on-DO, из которого я вылез минутой ранее, Гранте буквально с порога удается удивить.
Салон достойно собран и очень неплох эргономически. «Телевизора» теперь нет даже в топовых исполнениях. Впрочем, и к этой аудиосистеме с монохромным дисплеем можно прицепиться по Bluetooth. Четырехступенчатый автомат Jatco JF414Е лишь немногим моложе французкого DP0/DP2. Тем не менее это довольно способная и долговечная коробка. | ||
Приборы – с фирменными оранжевыми акцентами. Радиальная оцифровка – на любителя, но лично я не вижу проблем. | На смену антикварному «девяточному» ручнику пришел современный – в красивой пластиковой «упаковке» и с нормальным усилием на кнопке. | Подрулевые рычажки Гранты за семь лет нисколько не изменились. Кстати, оцените качество их штамповки. И сравните с рычажками Датсуна. |
Нет, передние двери по-прежнему открываются на сверхширокий угол и плохо фиксируются в промежуточном положении, так что задеть ими соседний автомобиль – пара пустяков. Нахваливая Гранту, я имею в виду интерьер. Здесь по-настоящему красивые приборы с фирменными оранжевыми акцентами, нарядная обивка сидений. Но главное – между этими сиденьями поселился правильный ручник. А рукоять on-DO будто сняли с «девятки».
Двухуровневый бардачок Гранты – что надо! И на подсветке экономить не стали. | За USB-слот непосредственно на консоли – спасибо! Вот только предназначен он в первую очередь для флешки с музыкой и телефон заряжает целую вечность. А вернее будет сказать – не позволяет батарее сесть. |
Подобный бокс, вероятно, всё же лучше открытой ниши, но смотреть на него без улыбки непросто. «За проезд передаем!» | Внутренние дверные ручки – то немногое, что испортили при рестайлинге. Прежние можно было подцеплять вслепую и всеми пальцами. В нынешние попробуй попасть хоть двумя! |
Конечно, не всё однозначно. И все-таки на каждый «укус» Датсуна в рукаве у Лады находится «антидот». Набивка сидений не такая плотная, как в «японце»? Зато есть регулировка по высоте. Расстроились, что мультимедийке недоступен цветной тачскрин? Настроение поднимет USB-порт непосредственно на консоли. Для Гранты не пожалели плафона освещения в бардачке. Да и подрулевым рычажком поранишься едва ли.
Паразитных вибраций от работающего двигателя в Ладе теперь точно не больше, чем в Датсуне. Скажи я такое года четыре назад, был бы уволен за профнепригодность. Впрочем, не менее интересно другое: на бумаге 98‑сильный шестнадцатиклапанник способнее датсуновского мотора, но осязаемой разницы нет. Силовые агрегаты предельно близки как по части топливной экономичности, так и по динамике. И оба отлично ладят с коробкой.
Передние сиденья Гранты отлично выглядят, но спрофилированы без затей: кресла конкурентов удобнее. Регулировка по высоте – прерогатива исполнений Luxe и Luxe Prestige. | Три подголовника – хорошо, но третий пассажир в заднем ряду Гранты превращает поездку в ад. Водителю выше 190 см «за собой» неудобно. |
Дальнейшее сравнение двух седанов, выпускаемых АВТОВАЗом, еще скучнее, поскольку во всех оставшихся вопросах – паритет. Та же слабенькая шумоизоляция моторного отсека, тот же пустой руль, рвущийся из рук в колеях, и та же непробиваемая подвеска. Да-да! «Поливать» по буеракам можно одинаково смело как на Ладе, так и на Датсуне. У обоих клиренс – 170 мм, а передний бампер отделяют от земли аж 250 мм!
Неискушенным водителям Гранта понравится: автомат расторопен и деликатен, подвеска всеядна, а к пустому рулю и «мутному» приводу педали тормоза можно привыкнуть. | Металлическая защита поддона картера – дилерская опция. Дорожный просвет после установки уменьшается на два миллиметра ровно – до 168 мм (в таблице мы традиционно округляем значения до пяти единиц). |
Итог? Внешность обновленной Гранты может нравиться или нет (особенно если вы еще не видели ее живьем), но факт остается фактом: именно она современнее, продуманнее, качественнее… и всё еще дешевле Датсуна on-DO. Добавьте сюда впятеро большее количество официальных сервисных центров, и поймете, почему Лада так сильно оторвалась от «японца» в нашей итоговой таблице.
Танцы на граблях
Renault Logan уверенно победил. Думаю, вы уже и без меня это поняли. Но всё же, прежде чем вы побежите к дилеру за машиной, я должен сообщить две не слишком приятные новости. Первая: в сравнимой комплектации Renault примерно на 200 000 рублей дороже конкурентов. Вторая: в нем полно недостатков! Работу над прошлогодним обновлением инженеры и маркетологи проводили, выплясывая на граблях.
Рестайлинг подарил Логану великолепный руль, но оставил без внимания старые неудачные решения (о них подробно – в подписях к фото). За неплохой мультимедийный комплекс LG с семидюймовым тачскрином просят доплатить 16 000 рублей. В нашей машине – четыре электрических стеклоподъемника, просто клавиши управления задними расположены на центральной консоли. Общефранцузская коробка DP2 (в девичестве – DP0) уходит корнями в девяностые. Это выливается в грубоватые переключения и повышенный городской расход. В пробках Logan может сжигать до 14–15 литров на сотню. | ||
Колодцы логановских приборов симпатичны, но нечетная оцифровка спидометра неудобна с точки зрения контроля городских ограничений скорости. Особенно если вы привыкли ездить в режиме «+ 20 км/ч». | В нашей троице только климатический блок Renault имеет индикацию точных значений температуры. При этом скомпонован чересчур сложно. Горящая лампочка на кнопке активации кондиционера означает, что он выключен. Как так? | Спицы нового руля вполне в состоянии приютить пару-тройку клавиш управления аудиосистемой. Но Renault продолжает подсовывать нам этот статичный пульт. |
Лет десять назад в Renault могли с ухмылкой закрывать глаза на критику в адрес «первого» Логана. Альтернативы всё равно не было. Не нравится – освобождай очередь! Феноменально, что даже теперь, когда рынок седанов B‑класса поделили Kia Rio, Hyundai Solaris и Лада Гранта, а Logan с «жалкими» 30 000 машин в год барахтается в середине второй десятки, в Renault прислушиваются к клиентам вполýха.
Честное слово, если решил сэкономить на крышке зеркальца в водительском солнцезащитном козырьке, лучше отказаться и от зеркала. Периферическое зрение постоянно ловит в нем паразитные отражения, а это небезопасно. | Бардачок Логана с подсветкой, нишей для мелких вещей и даже держателем для ручки претендует на функциональность. При этом более-менее крупные вещи при открывании будут вываливаться в крышку или на пол. |
Если смотреть поверхностно, прошлогодний рестайлинг неплох. Logan посвежел внешне и внутренне: обзавелся новым «оперением» и светодиодными ходовыми огнями, получил великолепный кожаный руль (Ладе и Датсуну эта опция недоступна) и избавил владельцев от необходимости ходить на заправку с нелепой крышкой горловины бензобака, поскольку теперь центральным замком блокируется весь лючок. Но копнешь глубже – и понимаешь: «это уже было в «Симпсонах»».
Клавиши обогрева сидений – по-прежнему на его основании (даже в соплатформенном Иксрее Cross их перенесли на консоль), управлять задними электростеклоподъемниками водитель вынужден перекидными «качелями» под климатическим блоком. Сам же блок скомпонован на редкость «не очень». И вот еще одна давняя беда: никчемные боковые зеркалá!
Сиденья Логана лучшие в тесте. Регулировка по высоте доступна богатым версиям – Drive и Style. | По запасу пространства сзади Logan – лидер. Здесь можно сидеть втроем. Да и рослый водитель без проблем устраивается «за собой». |
При взгляде на нескромный ценник обилие подобных «нюансов» расстраивает еще сильнее. Но, справедливости ради, в более важных аспектах Logan лучше. В нем самое удобное сиденье водителя, наиболее просторный задний ряд, способный приютить троих взрослых и не превратить поездку в каторгу. Logan тише, приятнее в управлении и единственный в тесте не требует привыкания к приводу педали тóрмоза. Салон самый качественный. Стóит ли игра свеч?
Ждать от Логана драйверских откровений наивно, но вести его приятнее, чем парочку Лада/Datsun. Руль не пугает пустотой в околонулевой зоне. А еще Renault чуть тише. | Пластиковая защита поддона – базовое оснащение Логана во всех, даже самых доступных исполнениях. От земли ее отделяют 160 мм – это чуть меньше, чем просветы сегодняшних конкурентов. |
Отвечать вы вновь должны сами. Сходите к дилеру, закажите тест-драйв, подумайте. Но если вам интересно мое мнение – я переплачивать за Logan не стал бы. Ведь даже если отказаться от боковых подушек безопасности и электрических зеркал, заменить климат-контроль кондиционером и забыть про добрый десяток мелких опций, всё равно разница в цене с Грантой и Датсуном будет очень солидной для машин этого класса – минимум 100 000 рублей.
Открывать и закрывать глазаLogan второго поколения выпускается и продается в России больше четырех лет, а в Европе – и вовсе шесть. Тем не менее, несмотря на многочисленные замечания владельцев и прессы, проблема маленьких боковых зеркал осталась нерешенной. На сегодняшний день они однозначно худшие в сегменте. На их фоне зеркалá Датсуна и особенно Гранты – само совершенство. | ||
Renault Logan | Лада Гранта | Datsun оn-DO |
Кар-индекс учитывает эксплуатационные расходы на пробеге 70 000 км: плату за регистрацию и техосмотр, транспортный налог, затраты на ОСАГО, топливо и плановые ТО, а также потери при перепродаже машины.
ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
| ЛАДА ГРАНТА | DATSUN ON-DO | RENAULT LOGAN |
Снаряженная / полная масса | 1160 / 1560 кг | 1160 / 1560 кг | 1156 / 1600 кг |
Время разгона 0–100 км/ч | 13,1 с | 14,4 | 11,7 с |
Максимальная скорость | 176 км/ч | 166 км/ч | 171 км/ч |
Топливо / запас топлива | АИ-95 / 50 л | АИ-95 / 50 л | АИ-95 / 50 л |
Расход топлива: городской / загородный / смешанный цикл | 9,9 / 6,1 / 7,2 л / 100 км | 10,4 / 6,1 / 7,7 л / 100 км | 10,9 / 6,7 / 8,4 л / 100 км |
ДВИГАТЕЛЬ |
|
|
|
Тип | бензиновый | бензиновый | бензиновый |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Конфигурация / число клапанов | Р4 / 16 | Р4 / 8 | Р4 / 16 |
Рабочий объем | 1596 см³ | 1596 см³ | 1598 см³ |
Мощность | 72 кВт/98 л.с. при 5600 об/мин | 64 кВт/87 л.с. при 5100 об/мин | 75 кВт/102 л.с. при 5750 об/мин |
Крутящий момент | 145 Н·м при 4000 об/мин | 140 Н·м при 3800 об/мин | 145 Н·м при 3750 об/мин |
ТРАНСМИССИЯ |
|
|
|
Тип привода | передний | передний | передний |
Коробка передач | А4 | А4 | А4 |
Передаточные числа: | 2,86 / 1,56 / 1,00 / 0,70 / 2,31 | 2,86 / 1,56 / 1,00 / 0,70 / 2,31 | 2,73 / 1,50 / 1,00 / 0,71 / 2,46 |
Главная передача | 4,10 | 4,10 | 3,65 |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
|
|
|
Подвеска: спереди / сзади | McPherson / упругая поперечная балка | McPherson / упругая поперечная балка | McPherson / упругая поперечная балка |
Рулевое управление | реечное, с электроусилителем | реечное, с электроусилителем | реечное, с гидроусилителем |
Тормоза: спереди / сзади | дисковые, вентилируемые / барабанные | дисковые, вентилируемые / барабанные | дисковые, вентилируемые / барабанные |
Шины | 185/55 R15 | 185/55 R15 | 185/65 R15 |
СЕРВИС В ЦИФРАХ
| Периодичность ТО | Гарантия | Дилеры (СТОА) |
DATSUN ON-DO | 15 000 км или 12 месяцев | 3 года или 100 000 км | 60 |
ЛАДА ГРАНТА | 15 000 км или 12 месяцев | 3 года или 100 000 км | 301 |
RENAULT LOGAN | 15 000 км или 12 месяцев | 3 года или 100 000 км | 146 |
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЕЙ
Модель | DATSUN ON-DO | ЛАДА ГРАНТА | RENAULT LOGAN |
Рабочее место водителя | Наиболее удобные сиденья – у Логана. Самые аморфные – у Гранты. Datsun посередине, но получает низкий балл за отсутствие вертикальной регулировки сиденья. Рулевые колонки тестовой троицы настраиваются только по высоте, но в активе Логана более широкий диапазон и более удачный профиль баранки. А вот обзорность у «француза» ни к черту: здесь самые массивные передние стойки и самые маленькие наружные зеркала. | ||
Сиденье | 7 | 7 | 8 |
Органы управления | 7 | 7 | 8 |
Обзор | 8 | 8 | 7 |
Салон | Logan – лидер по качеству материалов и уровню исполнения, но эргономика не без греха: клавиши задних стеклоподъемников живут на консоли, а кнопки обогрева сидений – в их основании. Интерьер Гранты проще, но удобнее. А хуже всех – Datsun: здесь по-прежнему много фурнитуры от ранних Калин, USB-слот спрятан в бардачке без подсветки. Самый просторный задний ряд – у Логана. Самые объемные багажники – у Гранты и on-DO. | ||
Передняя часть | 7 | 8 | 8 |
Задняя часть | 7 | 7 | 8 |
Багажник | 9 | 9 | 8 |
Ходовые качества | Несмотря на заметный разброс в паспортных данных, динамические характеристики всей троицы близки и в целом достаточны. Разве что автомат Renault работает чуть грубее коробок конкурентов и сильнее провоцирует двигатель на высокий городской расход топлива. Вместе с тем у Логана более понятные тормоза с хорошим чувством первого прихвата (чего сильно недостает тормозам Лады и Датсуна) и больше «правильной» информации на руле. | ||
Динамика | 8 | 8 | 8 |
Тормоза | 7 | 7 | 8 |
Управляемость | 7 | 7 | 8 |
Комфорт | По-настоящему тихим не назовешь ни одного из участников теста, однако Logan всё же чуть впереди: в первую очередь это касается моторных шумов, в меньшей степени – аэродинамических и дорожных. Плавность хода всех испытуемых хороша: в адекватных режимах вряд ли удастся заставить подвеску сработать на отбой. По части микроклимата паритет: все оснащены эффективным климат-контролем и обогревом передних сидений. | ||
Шум | 7 | 7 | 8 |
Плавность хода | 8 | 8 | 8 |
Климат | 8 | 8 | 8 |
Приспособленность к России | Дорожные просветы наших подопечных – почти кроссоверные. Однако оценка за геометрическую проходимость у Логана ниже: его передний бампер на 45 мм ближе к асфальту, чем у Лады и Датсуна, – нужно быть начеку при парковке. Условия гарантийного обслуживания одинаковы у всей троицы, но Ладе мы добавляем балл за широчайшую дилерскую сеть, а Датсуну, напротив, снижаем. Все модели укомплектованы полноразмерной запаской и «пьют» АИ‑95. | ||
Геометрическая проходимость | 9 | 9 | 8 |
Сервис | 7 | 9 | 8 |
Эксплуатация | 8 | 8 | 8 |
Общая оценка | 7,60 | 7,80 | 7,93 |