Новый хэтчбек Skoda Scala: таким будет и Rapid для нас
В мюнхенской штаб-квартире BMW почти полночь. Йозеф Кабан крадется по опустевшим коридорам, прикладывая магнитную карту-пропуск то к одной двери, то к другой. Пот льется по высокому лбу. Длинные волосы прилипли к вискам. Столь сильного волнения Йозеф не испытывал со времен работы на Шкоду. Даже на презентации «четырехглазой» Октавии было легче.
Добравшись до опенспейса подчиненных, новый шеф-дизайнер BMW косится куда-то под потолок – на тонированную полусферу камеры наблюдения. А затем, бормоча под нос что-то вроде «волков бояться – в лес не ходить», потрошит тумбочки своей команды дизайнеров. Выискивает на дне ящиков отказные эскизы и скетчи – те, что были забракованы для дальнейшей работы. И отправляет их по вотсапу шкодовскому коллеге Оливеру Штефани.
И вот, рассматривая новый хэтчбек Skoda Scala, я отчетливо вижу характерные баварские росчерки боковых выштамповок, легендарный изгиб Хофмайстера и задние фонари, будто снятые с нового BMW X4. Разве что Йозеф нарочно сфотографировал их вверх ногами. А может, Оливер забыл их перевернуть?
В переводе с латинского scala – лестница. У итальянцев был даже такой седан – Lancia Gamma Scala. И именно функцию лестницы (в переносном смысле, конечно) призван выполнить новый хэтч. За последние годы чехи и без нее вскарабкались так высоко, что дух захватывает, а теперь готовы прыгать через две ступени. Колесная база Скалы (2649 мм) лишь на 3 сантиметра меньше, чем у Октавии. Багажник объемом 467 литра больше, чем у Сида, Гольфа или Фокуса. При этом Scala будет дешевле.
В поисках подвоха прыгаю на водительское сиденье – и рукам своим не верю! Руль из перфорированной кожи идеально лежит в ладонях. Гуттаперчевый пластик панели – как в Октавии. А с точки зрения компоновки и эргономики Scala и вовсе самая «правильная» Skoda. Высокое расположение 9,2‑дюймового тачскрина мультимедийки Columbus – убедительное тому подтверждение. Как и безупречно спрофилированное сиденье, которое можно установить по-бээмвэшному низко.
Помимо топовой развлекательной системы, Scala предлагает еще примерно тысячу крутых опций, которых не ждешь от недорогой машины. Как насчет двухзонного климат-контроля, 10,25‑дюймовой виртуальной панели приборов и панорамной крыши? Или вот: аудиосистема с десятью динамиками и сабвуфером, фоновая подсветка, обогрев руля и даже сервопривод пятой двери. Сим-карта, поддерживающая LTE, – штатное оборудование!
Конечно, история с бывшим шеф-дизайнером Шкоды Йозефом Кабаном – плод моего воображения, но как уйти от «баварских» ассоциаций? Визуальная память рисует параллели жирным черным маркером. Scala цитирует младшие модели BMW (в частности – «трешку» F30) рубленой формой козырька панели приборов, развитой декоративной накладкой на перчаточном ящике и даже формой ручки, его открывающей. И если вы по-прежнему считаете меня пленником идеи фикс, обратите внимание на исконно мюнхенское расположение клавиши блокировки дверей. Прежде чехи никогда не помещали ее под кнопкой включения аварийки.
Вот задняя часть салона типично шкодовская. Несмотря на то что база «лестницы» лишь на 12 мм больше, чем у Гольфа, здесь гораздо просторнее. А геометрия посадки даже удачнее, чем во флагманском Супербе, на котором меня привезли на презентацию. Там бёдра слегка висели в воздухе, хотя рост у меня средний – 176 см. А в Скале – за счет более внушительного наклона подушки – не висят.
После залпа похвалы я всегда стараюсь насыпать мешок критики. Но сегодня ловлю себя на мысли, что костерить Скалу особо не за что. Единственное, что мне не понравилось категорически, – новоформатные разъемы USB-С (они и спереди и сзади) вместо обычных. Желание идти в ногу со временем похвально. Но у людей, приобретающих сравнительно недорогой автомобиль, обычно не водится лишних денег на передовые гаджеты.
О том, как поедет Scala, можно только догадываться. Думаю, хорошо. Если вы испытываете скепсис относительно задней балки, возьмите на тест-драйв Октавию с 1,4‑литровым мотором. Она управляется едва ли не приятнее многорычажного Гольфа. И совершенно очевидно, что Scala выступит не хуже. К тому же за доплату Skoda предложит двухрежимные электронно-управляемые амортизаторы.
Беда лишь в том, что всё это не про нас. Scala не приедет в Россию. А потому какой мне смысл рассказывать вам о том, что ей будут доступны три бензиновых (1,0 л, 95 и 115 сил; 1,5 л, 150 сил), один дизельный (1,6 л, 115 сил) и один битопливный (бензин/метан, 1,0 л, 90 сил) двигатели, каждый из которых оснащен системой «старт-стоп» и умеет рекуперировать энергию при торможении?
И едва ли вам будет интересно, что даже самые простые версии Скалы следят за разметкой и могут предотвращать столкновения на городских скоростях. А что до пассивной безопасности… На страже девять эйрбегов, включая боковые подушки для задних пассажиров, и система Crew Protect Assist: при риске столкновения она автоматически поднимает боковые стекла и затягивает ремни. Ну это совсем уж лишняя информация.
Впрочем, сильно горевать не стóит! Несмотря на то что глобальная Skoda оставляет Россию без «лестницы», нам обещают новый Rapid, очень похожий на Скалу внешне и внутренне. Это будет этакая локальная и локализованная «стремянка», собираемая на одном российских заводов марки. На латыни «стремянка» — somnis scalam. Согласитесь, неплохое название.
Отличная компоновка салона и качественные материалы отделки | Новоформатные разъемы USB-C – издевательство |
ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМ?
Производство Скалы уже стартовало на заводе в Млада-Болеславе. Первые европейские покупатели получат свои машины до конца весны. Цены пока не объявлены, но начальная планка не опустится ниже 16 500–17 000 евро.
Skoda ScalaДлина / ширина / высота / база 4362 / 1793 / 1471 / 2649 мм |
- Skoda Scala, безусловно, покорит сердца автолюбителей из России. Бокс тольяттинской компании BROOMER определенно будет ей к лицу.