Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»
Многие искренно верят в то, что все тормозные жидкости до расфасовки хранятся в одной бочке, а потому друг от друга не отличаются. Это мы и решили проверить. Для эксперимента закупили десяток флаконов с тормозными жидкостями заявленного класса DOT 4.
Что и зачем мерили
Температура кипения «сухой» жидкости определяет безопасную продолжительность работы тормозной жидкости, не успевшей набрать влагу извне. За два-три года эксплуатации в тормозухе скапливается в среднем 3,5% воды.
Измерения проводили в лабораторной посуде из жаропрочного стекла с использованием колбонагревателя Superheat с предельной рабочей температурой 380 °C. Температуру контролировали цифровым термометром ТР101.
Измерив температуру кипения «увлажненной» жидкости и сравнив ее с температурой кипения «сухой» жидкости, мы определяли, насколько снизились рабочие параметры тормозухи. Для «увлажнения» в каждую залитую в колбу жидкость сразу добавляли по 3,5% воды (это 2,63 мл при объеме жидкости 75 мл), после чего проверяли температуру кипения.
Предварительно температуру жидкости оцениваем пирометром. | Измеряем температуру кипения тормозной жидкости. Кстати, о температурах этого порядка писал Рэй Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту»… |
Кинематическую вязкость испытываемых жидкостей при –30 °C измеряли с помощью шарикового вискозиметра: время падения стального шарика в стеклянной трубке зависит от вязкости продукта. Именно такой принцип использован в профессиональных вискозиметрах Гепплера – просто мы вместо исчисления вязкости в сантистоксах оценивали время в секундах. Больше время – выше вязкость. Гидравлическая система тормозов рассчитывается на жидкость определенной степени вязкости – ее рост сверх нормы приведет к отказу системы, педаль невозможно будет продавить. Да и системы безопасности, например ABS и ESP, тоже могут работать некорректно.
Какую купить?
Сравните температуры кипения «сухих» жидкостей и тех, которые нахлебались воды, – разница огромная. И столь же высок риск попасть в аварию, ведь разбавленная водой тормозуха вскипает намного раньше «сухой». Ощущения ужасные: педаль проваливается, а машина не тормозит. Помните об этом и регулярно меняйте жидкость.
Лукойл DOT 4, Россия Примерная цена 105 ₽ Лучшая по цене: все остальные препараты дороже. В процессе испытаний жидкость потемнела несильно. По температуре кипения – средний результат. По вязкости на морозе – второе место. По сумме баллов – победа. | Castrol DOT 4, ЕС Примерная цена 405 ₽ Незначительное потемнение, хорошие технические показатели, но слишком дорого. Итоговое место – в середине таблицы. |
Felix DOT 4, Россия Примерная цена 115 ₽ Жидкость слегка потемнела. Температура закипания самая низкая из всех, но укладывается в требования стандартов. Цена привлекательная. По сумме – в середине «табели о рангах». | Liqui Moly, Германия Примерная цена 245 ₽ В нашем тесте у этой жидкости зафиксирована самая высокая температура кипения. Низкотемпературная вязкость неплохая. При этом препарат один из самых дорогих, дороже только Ravenol DOT 4. Но итоговый показатель прекрасный: второе место. | Luxe DOT-4, Россия Примерная цена 70 ₽ Заметно потемнела при нагреве. Температура кипения самая низкая, хотя и в рамках требований. Вязкость на морозе высокая – по этому показателю лишь девятый результат. Цена привлекательная. По сумме баллов – предпоследнее место. |
Mobil DOT 4, ЕС Примерная цена 345 ₽ Температура кипения одна из самых высоких в тесте. Вязкость средняя, как, впрочем, и цена. Итог хороший: третье-четвертое место. | Motul DOT 3&4, Франция Примерная цена 490 ₽ Очень высокая температура кипения, выше только у Liqui Moly. Вязкость средняя, цена высоковата. Но в целом хорошо: третье-четвертое место. |
Ravenol DOT 4, Германия Примерная цена 325 ₽ Изначально темная жидкость закипела относительно рано. Низкотемпературная вязкость самая низкая в выборке. Цена самая непривлекательная. Итог – восьмое место. | Rosdot DOT 4, Россия Примерная цена 135 ₽ Невысокая температура кипения (хотя и в пределах нормы), довольно большая вязкость на морозе. Цена приемлемая. Итог – седьмое место. | Zalmer DOT4, Россия Примерная цена 135 ₽ Закипела раньше других, хотя требованиям соответствует. Вязкость на морозе самая непривлекательная. Цена хорошая. В итоге – в хвосте таблицы. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ DOT-4
| Температура кипения | Приведенная низкотемпературная вязкость** | Приведенная стоимость единицы продукции | Итоговый балл | ||
°С | Промежуточный балл | с | Промежуточный балл | Промежуточный балл | ||
Лукойл DOT 4 | 252 | 2,0 | 14 | 4,7 | 5 | 3,9 |
Castrol DOT 4 | 257 | 2,8 | 15 | 4,4 | 2,8 | 3,3 |
Felix DOT 4 | 245 | 1 | 18 | 3,5 | 4,9 | 3,1 |
Liqui Moly | 272 | 5 | 16 | 4,1 | 2,2 | 3,8 |
Luxe DOT-4 | 245 | 1 | 23 | 1,9 | 4,8 | 2,6 |
Mobil DOT 4 | 268 | 4,4 | 18 | 3,5 | 3,3 | 3,7 |
Motul DOT 3&4 | 270 | 4,7 | 16 | 4,1 | 2,2 | 3,7 |
Ravenol DOT 4 | 252 | 2,0 | 13 | 5 | 1 | 2,7 |
Rosdot DOT 4 | 246 | 1,1 | 21 | 2,5 | 4,7 | 2,8 |
Zalmer DOT4 | 245 | 1 | 26 | 1 | 4,7 | 2,2 |
* Больше – лучше. ** Меньше – лучше.
Наш комментарий
В процессе эксплуатации тормозная жидкость имеет право изменить цвет. Этому поспособствуют сильный нагрев, окисление, продукты износа и коррозии, а также взаимодействие с резиновыми деталями тормозной системы автомобиля. Изменение цвета не влияет на работоспособность.
Одобрение заводов изготовителей автомобилей на этикетках флаконов с тормозухой нам не встречалось. Это объяснимо: поскольку объемы выпуска тормозных жидкостей значительно меньше, чем у тех же моторных масел, проводить дорогостоящие испытания автопроизводителям экономически нецелесообразно.
Счастливого пути и надежных тормозов!