Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионера

Mercedes-Benz 320 (заводское обозначение W 142) появился в 1937 году. Времена были темные и мрачные, тем не менее «триста двадцатый» вызывает светлые чувства.

Сколько же здесь всего! Стали и хрома, породистого дерева и дорогой кожи. Даже запасок – две! И всё натуральное, без обмана и синтетики, сделано с размахом и до мельчайших деталей безупречно. С одной стороны, страшно прикасаться, особенно когда понимаешь, сколько всё это нынче стоит. С другой – возникает ощущение некой прочности, надежности и даже, пожалуй, вечности.

С тоской по настоящему

Безусловно, в автомобилях 1930‑х годов, особенно таких – не массовых, дорогих, есть особенная притягательная сила. А уж в этом – безусловно. Его зовут Mercedes-Benz 320 (заводское обозначение W 142). Кузов по фирменной классификации тех лет обозначается как Cabriolet A, то есть – с мягкой крышей и одним боковым окном. Модель 320 появилась в 1937 году, сменив в производстве Mercedes-Benz 290.

«Триста двадцатый» был далеко не самым дорогим в мерседесовской гамме второй половины 1930‑х. Но и не дешевым, мягко говоря. Базовое шасси без кузова (тогда существовали и такие комплектации) стоило 6800 рейхсмарок, самый дешевый седан (по немецкой терминологии – лимузин) – 8950 марок, а вот такой кабриолет – уже 13 500. А ведь добротный шестицилиндровый четырех­дверный BMW 326 продавали за 5500 марок, а Opel Kadett, ­предок нашего Москвича‑400, стоил и вовсе 2100.

Большая рядная «шестерка» развивает всего 78 л.с.

Тормоза – гидравлические. Есть, разумеется, система централизованной смазки узлов шасси и подвески. Смазку к ним подают нажатием на отдельную педаль в салоне, что упрощает и во многом «очищает» обслуживание, избавляя от необходимости регулярно лазить под машиной со шприцем, наполненным ­смазкой.


Тент – не простой брезент, а плотный, утепля­ющий материал.

Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионераВ тыльной части дополнительной фары – зеркало заднего вида.
В тыльной части дополнительной фары – зеркало заднего вида.

Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионераСложный механизм крыши – в известной мере шедевр инженерии.
Сложный механизм крыши – в известной мере шедевр инженерии.

СРЕДНИЙ ВЫСШИЙ

Семейство Mercedes-Benz 320 (W 142) выпускали с 1937 года на шасси с колесной базой 2880 или 3300 мм, с 78‑сильным шестицилиндровым мотором объемом 3,2 литра (позднее – 3,4 литра).

Модель занимала промежуточное положение между относительно недорогими автомобилями серий 170 и 230 и престижными, баснословно дорогими Мерседесами 540 и 770. В семейство W 142 входили закрытые и открытые машины нескольких версий, в 1938–1940 годах собирали также армейские модификации с упрощенным кузовом. Всего изготовили 5097 гражданских Мерседесов 320 и 1764 армейских. В 1942‑м, в последний год выпуска, сделали 151 машину.

Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионераMercedes-Benz 320 Stromlinien-Limousine – седан с заказным обтека­емым кузовом.
Mercedes-Benz 320 Stromlinien-Limousine – седан с заказным обтека­емым кузовом.

Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионераСанитарный автомобиль на шасси ­модели 320.
Санитарный автомобиль на шасси ­модели 320.

Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионераMercedes-Benz 320 Cabriolet D.
Mercedes-Benz 320 Cabriolet D.

Наследие мрачных времен

В 1940 году, когда собрали именно этот кабриолет, такой яркий, такой мирный и солнечный, тучи над миром становились всё гуще и темнее. Мировая война уже шла, перестали существовать Чехословакия и Польша, немецкие войска вошли в Париж, началась битва за Британию.

В тот год вышел на экраны чаплиновский «Великий диктатор», вызвавший патологическую ненависть вождей «тысячелетнего рейха». Советский Союз ценой больших потерь отвоевал-таки у Финляндии огромные территории. Но выглядела эта победа не очень убедительно. Многие и в Союзе понимали: большая война неизбежна.

Автомобили вроде бы не отвечают за времена и страны, в которых родились, но всё же…

Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионераНатуральное дерево, натуральная кожа, натуральный металл – никакого обмана!
Натуральное дерево, натуральная кожа, натуральный металл – никакого обмана!

Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионераПомимо спидометра, указателей уровня топлива и давления масла – часы. Большие, в мерседесовском стиле.
Помимо спидометра, указателей уровня топлива и давления масла – часы. Большие, в мерседесовском стиле.

Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионераИз дерева, ушедшего на изготовление панели приборов, можно сделать небольшой сервант.
Из дерева, ушедшего на изготовление панели приборов, можно сделать небольшой сервант.

Во второй половине 1930‑х красивые, технически совершенные Мерседесы для многих стали ассоциироваться именно с рейхом. Скажем, для Эриха Марии Ремарка – писателя, чьи книги фашисты жгли. Заядлый автомобилист, автор несколько романов, в которых автомобилям отведена далеко не последняя роль, Ремарк дружил со знаменитыми немецкими автогонщиками. Водить автомобиль его учил не кто-нибудь, а сам Рудольф Караччиола – звезда заводской команды Mercedes-Benz.

Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионераНа стоянке рулевой вал блокируется ключом.
На стоянке рулевой вал блокируется ключом.

Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионераОт рычага управления краниками бензобаков (их два – основной и резервный) под капот идет мощная тяга.
От рычага управления краниками бензобаков (их два – основной и резервный) под капот идет мощная тяга.

Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионераПовышающая передача смонтирована в отдельной коробке, управляемой вторым, коротким ­рычагом.
Повышающая передача смонтирована в отдельной коробке, управляемой вторым, коротким ­рычагом.

Но в 1940 году, когда на заводе в Мангейме собрали этот знакомый нам кабриолет, Ремарк уже год, как переехал в США. Рейх еще казался всемогущим. А Mercedes-Benz 320, к слову, собирали аж до 1942 года. Причем именно в гражданском исполнении.

Армейские машины с упрощенным кузовом (так называемые Kübelwagen, или просто Kübel – «лоханка») на шасси модели 320 тоже делали, но в 1938–1940 годах.

Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионера«Мерседес Гейдриха»
«Мерседес Гейдриха»

СЛЕДЫ И ОТМЕТИНЫ

О Мерседесе, в котором смертельно ранили в 1942 году группенфюрера СС Гейдриха, десятилетиями никто не вспоминал. Но в эпоху «сенсационных открытий», «секретных папок» и прочей занимательной мифологии отыскалось уже как минимум два (если не три) «тех самых» Мерседеса, у которых даже вроде бы есть следы от осколков гранаты, брошенной в автомобиль чехами. Вероятно, число «Мерседесов Гейдриха» и впредь будет расти.

Новый мир

Иногда задумываюсь: а сколько подобных Мерседесов осталось в послевоенной Германии? Ведь их активно вывозили победители – и в США, и в СССР. Даже американцы, избалованные собственными классными автомобилями, восхищались лучшими немецкими машинами. Кстати, этот кабриолет после войны попал именно в Штаты и лишь много лет спустя вернулся в Европу.

Без обмана и синтетики, сделано с размахом и до мельчайших деталей безупречно.

А уж какими глазами смотрели на них наши граждане! Пытаюсь сейчас, сидя в Мерседесе, представить себя на их месте. Машина, конечно, удивляла разгонной динамикой и отменными тормозами. Рулевое управление, благодаря винту с переменным шагом, по меркам тех лет не слишком тяжелое даже на малых скоростях. Ко всему этому – роскошный салон с мягкими «диванами» и богатой отделкой.

В первые послевоенные годы на дорогих Мерседесах в Союзе ездили, в основном, старшие офицеры. Как, например, генерал МГБ в романе братьев Вайнеров «Петля и камень в зеленой траве»: главный герой вспоминает огромный черный лимузин отца с теплым даже в лютые морозы салоном.

Кузов Cabriolet A подразумевал третье место с посадкой поперек.

Но довольно скоро партийное и советское начальство стало расставаться с трофейными машинами (в том числе с Мерседесами), пересаживаясь на отечественные Победы, ЗИСы, а потом и ЗИМы. Трофеи переходили к шоферам начальников и иным, вполне обычным гражданам.

Память о страшных годах, когда этот Mercedes-Benz был молодым, конечно, осталась навсегда. Но этот автомобиль, сияющий на солнце лаком и хромом, теперь вызывает лишь заслуженное восхищение.

ТРОФЕИ

Автомобилей Mercedes-Benz 320 (W 142), как, впрочем, и других машин этой марки, после Великой Отечественной завезли в СССР довольно много. «Триста двадцатые» встречались на дорогах еще в 1970‑е годы, а некоторые и позже. Часть машин сгнила на свалках, иным повезло попасть в заботливые руки и пройти тщательную реставрацию.

Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионераMercedes-Benz 320 Cabriolet А первого председателя рижского клуба КАА (Клуб античных автомобилей) Виктора Кулбергса.
Mercedes-Benz 320 Cabriolet А первого председателя рижского клуба КАА (Клуб античных автомобилей) Виктора Кулбергса.

Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионераОдин из московских Мерседесов 320 с кузовом пульман-лимузин, 1970‑е годы.
Один из московских Мерседесов 320 с кузовом пульман-лимузин, 1970‑е годы.

Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионераMercedes-Benz 320 Cabriolet F
Mercedes-Benz 320 Cabriolet F


Редакция благодарит Андреаса Роде за предоставленный автомобиль.

Подпишитесь на «За рулем» в