Очень редкий Мерседес W142 — ретротест кабриолета-пенсионера
Сколько же здесь всего! Стали и хрома, породистого дерева и дорогой кожи. Даже запасок – две! И всё натуральное, без обмана и синтетики, сделано с размахом и до мельчайших деталей безупречно. С одной стороны, страшно прикасаться, особенно когда понимаешь, сколько всё это нынче стоит. С другой – возникает ощущение некой прочности, надежности и даже, пожалуй, вечности.
С тоской по настоящему
Безусловно, в автомобилях 1930‑х годов, особенно таких – не массовых, дорогих, есть особенная притягательная сила. А уж в этом – безусловно. Его зовут Mercedes-Benz 320 (заводское обозначение W 142). Кузов по фирменной классификации тех лет обозначается как Cabriolet A, то есть – с мягкой крышей и одним боковым окном. Модель 320 появилась в 1937 году, сменив в производстве Mercedes-Benz 290.
«Триста двадцатый» был далеко не самым дорогим в мерседесовской гамме второй половины 1930‑х. Но и не дешевым, мягко говоря. Базовое шасси без кузова (тогда существовали и такие комплектации) стоило 6800 рейхсмарок, самый дешевый седан (по немецкой терминологии – лимузин) – 8950 марок, а вот такой кабриолет – уже 13 500. А ведь добротный шестицилиндровый четырехдверный BMW 326 продавали за 5500 марок, а Opel Kadett, предок нашего Москвича‑400, стоил и вовсе 2100.
Тормоза – гидравлические. Есть, разумеется, система централизованной смазки узлов шасси и подвески. Смазку к ним подают нажатием на отдельную педаль в салоне, что упрощает и во многом «очищает» обслуживание, избавляя от необходимости регулярно лазить под машиной со шприцем, наполненным смазкой.
В тыльной части дополнительной фары – зеркало заднего вида. | Сложный механизм крыши – в известной мере шедевр инженерии. |
СРЕДНИЙ ВЫСШИЙСемейство Mercedes-Benz 320 (W 142) выпускали с 1937 года на шасси с колесной базой 2880 или 3300 мм, с 78‑сильным шестицилиндровым мотором объемом 3,2 литра (позднее – 3,4 литра). Модель занимала промежуточное положение между относительно недорогими автомобилями серий 170 и 230 и престижными, баснословно дорогими Мерседесами 540 и 770. В семейство W 142 входили закрытые и открытые машины нескольких версий, в 1938–1940 годах собирали также армейские модификации с упрощенным кузовом. Всего изготовили 5097 гражданских Мерседесов 320 и 1764 армейских. В 1942‑м, в последний год выпуска, сделали 151 машину. | ||
Mercedes-Benz 320 Stromlinien-Limousine – седан с заказным обтекаемым кузовом. | Санитарный автомобиль на шасси модели 320. | Mercedes-Benz 320 Cabriolet D. |
Наследие мрачных времен
В 1940 году, когда собрали именно этот кабриолет, такой яркий, такой мирный и солнечный, тучи над миром становились всё гуще и темнее. Мировая война уже шла, перестали существовать Чехословакия и Польша, немецкие войска вошли в Париж, началась битва за Британию.
В тот год вышел на экраны чаплиновский «Великий диктатор», вызвавший патологическую ненависть вождей «тысячелетнего рейха». Советский Союз ценой больших потерь отвоевал-таки у Финляндии огромные территории. Но выглядела эта победа не очень убедительно. Многие и в Союзе понимали: большая война неизбежна.
Автомобили вроде бы не отвечают за времена и страны, в которых родились, но всё же…
Натуральное дерево, натуральная кожа, натуральный металл – никакого обмана! | |
Помимо спидометра, указателей уровня топлива и давления масла – часы. Большие, в мерседесовском стиле. | Из дерева, ушедшего на изготовление панели приборов, можно сделать небольшой сервант. |
Во второй половине 1930‑х красивые, технически совершенные Мерседесы для многих стали ассоциироваться именно с рейхом. Скажем, для Эриха Марии Ремарка – писателя, чьи книги фашисты жгли. Заядлый автомобилист, автор несколько романов, в которых автомобилям отведена далеко не последняя роль, Ремарк дружил со знаменитыми немецкими автогонщиками. Водить автомобиль его учил не кто-нибудь, а сам Рудольф Караччиола – звезда заводской команды Mercedes-Benz.
На стоянке рулевой вал блокируется ключом. | От рычага управления краниками бензобаков (их два – основной и резервный) под капот идет мощная тяга. | Повышающая передача смонтирована в отдельной коробке, управляемой вторым, коротким рычагом. |
Но в 1940 году, когда на заводе в Мангейме собрали этот знакомый нам кабриолет, Ремарк уже год, как переехал в США. Рейх еще казался всемогущим. А Mercedes-Benz 320, к слову, собирали аж до 1942 года. Причем именно в гражданском исполнении.
Армейские машины с упрощенным кузовом (так называемые Kübelwagen, или просто Kübel – «лоханка») на шасси модели 320 тоже делали, но в 1938–1940 годах.
«Мерседес Гейдриха» СЛЕДЫ И ОТМЕТИНЫО Мерседесе, в котором смертельно ранили в 1942 году группенфюрера СС Гейдриха, десятилетиями никто не вспоминал. Но в эпоху «сенсационных открытий», «секретных папок» и прочей занимательной мифологии отыскалось уже как минимум два (если не три) «тех самых» Мерседеса, у которых даже вроде бы есть следы от осколков гранаты, брошенной в автомобиль чехами. Вероятно, число «Мерседесов Гейдриха» и впредь будет расти. |
Новый мир
Иногда задумываюсь: а сколько подобных Мерседесов осталось в послевоенной Германии? Ведь их активно вывозили победители – и в США, и в СССР. Даже американцы, избалованные собственными классными автомобилями, восхищались лучшими немецкими машинами. Кстати, этот кабриолет после войны попал именно в Штаты и лишь много лет спустя вернулся в Европу.
А уж какими глазами смотрели на них наши граждане! Пытаюсь сейчас, сидя в Мерседесе, представить себя на их месте. Машина, конечно, удивляла разгонной динамикой и отменными тормозами. Рулевое управление, благодаря винту с переменным шагом, по меркам тех лет не слишком тяжелое даже на малых скоростях. Ко всему этому – роскошный салон с мягкими «диванами» и богатой отделкой.
В первые послевоенные годы на дорогих Мерседесах в Союзе ездили, в основном, старшие офицеры. Как, например, генерал МГБ в романе братьев Вайнеров «Петля и камень в зеленой траве»: главный герой вспоминает огромный черный лимузин отца с теплым даже в лютые морозы салоном.
Но довольно скоро партийное и советское начальство стало расставаться с трофейными машинами (в том числе с Мерседесами), пересаживаясь на отечественные Победы, ЗИСы, а потом и ЗИМы. Трофеи переходили к шоферам начальников и иным, вполне обычным гражданам.
Память о страшных годах, когда этот Mercedes-Benz был молодым, конечно, осталась навсегда. Но этот автомобиль, сияющий на солнце лаком и хромом, теперь вызывает лишь заслуженное восхищение.
ТРОФЕИАвтомобилей Mercedes-Benz 320 (W 142), как, впрочем, и других машин этой марки, после Великой Отечественной завезли в СССР довольно много. «Триста двадцатые» встречались на дорогах еще в 1970‑е годы, а некоторые и позже. Часть машин сгнила на свалках, иным повезло попасть в заботливые руки и пройти тщательную реставрацию. | ||
Mercedes-Benz 320 Cabriolet А первого председателя рижского клуба КАА (Клуб античных автомобилей) Виктора Кулбергса. | Один из московских Мерседесов 320 с кузовом пульман-лимузин, 1970‑е годы. | Mercedes-Benz 320 Cabriolet F |
Редакция благодарит Андреаса Роде за предоставленный автомобиль.