Усталость водителя: почему бороться с ней бессмысленно
«Даже если вы сутки напролет способны расписывать пулю под пиво, то это отнюдь не означает, что те же сутки вы можете проводить в пути».
- умывание водой или растирание снегом лица и «прочего тела»,
- попытки сменить позу, поерзать,
- приседания, ужимки, прыжки на обочине,
- жевание чего-нибудь,
- раскачивание головой,
- громкое пение,
- нарочито громкий, истерический смех,
- много двойного и тройного кофе без сахара, энергетические напитки и тому подобная ерунда.
А потом подытожил… Запомните, мол: все эти замечательные приемы объединяет… полная их бесполезность!!! Потому что в схватке со сном победитель известен заранее – и это точно будете не вы. А тот, кто кичится своей уникальностью, рано или поздно проснется либо в разбитой машине, либо в реанимации, либо вообще вдали от этого мира.
Врачи, понятное дело, настроены негативно. Мол, даже если и не уснете, то знайте: быстрее всего утомляются нервные клетки головного мозга, и только затем – мышцы. У водителя, который утомился за рулем, ухудшаются восприятие, память, мышление и внимательность, уменьшается острота зрения, нарушается координация движений, увеличивается время реакции, учащается пульс, теряется чувство скорости. В общем – полный букет. Понятным языком это можно выразить так: если здоровый водитель видит знак, скажем, за 100 метров, то утомленный – только за 80. И чем дольше длится рабочий день водителя, тем выше шанс угодить в ДТП. Если верить проведенным исследованиям, то вероятность попасть в аварию после 12-часового пребывания за рулем примерно в 9 (!) раз выше, чем при 6-часовом. Так говорит статистика – с ней спорить бессмысленно.
Динозавры на дороге
«На мгновение мое внимание было отвлечено от дороги. А когда я снова взглянул вперед, то увидел, что нечто движется навстречу мне по дороге, на самом конце конуса света от фар. В первое мгновение я застыл, решив, что чувства обманывают меня. Потому что это был динозавр…»
Динозавров на дороге я видел лично! На трассе М8, если кому-то интересно… Между Вельском и Вологдой.
Дело было лет 15 назад, когда я на редакционном Матизе ехал в сторону Москвы из Архангельска. Так получилось, что выспаться в гостинице не удалось (комары зажрали, извините…), да и спать в белую ночь особо, вроде бы, не хотелось. В общем, промучившись часа три, мы рванули в сторону дома, завернув по дороге в Каргополь. На улице – градусов 30 с хвостиком, кондея в матизике нет, а за бортом – мириады гудящих мерзостей. И тут я понял, что просто безумно хочу спать…
Спутница, в отличие от меня, могла засыпать при любых условиях – что успешно и сделала. А я еду, одновременно пытаясь жевать, говорить, петь, слушать музыку и что-то еще… И когда до Вологды осталось меньше сотни километров, я увидел динозавров. Они были черные и большие – их силуэты спокойно перемещались поперек шоссе. Честно говоря, я не удивился и не испугался. А добравшись до гостиницы, просто рухнул на кровать и отрубился часов на восемь.
Уже потом бывалые коллеги вдалбливали мне: надо было остановиться и поспать полчаса хоть на сковородке, иначе всё могло кончиться хуже. Но насчет динозавров поверили все без исключения. Видимо, я был не первый, кто доездился до такого утомления.
Когда борешься со сном, то в какой-то момент дорога становится вот такой – размытой, убаюкивающей… | Нет, такого в зеркале я не видел. А вот динозавры дорогу действительно переходили… |
Миром правит интерес
Между прочим, веселые психологи утверждают, что если работа тяжелая, но интересная, то исполнитель устает гораздо меньше, чем при выполнении легкой, но тупой работы. Согласен с этим полностью. И охранник, изнывающий от безделья на своем стуле, к концу смены действительно чувствует себя измотанным.
Как ни странно прозвучит, но и современные технологии порой могут сыграть не вполне позитивную роль в общении с измотанным водителем. Одно дело, когда твоя колымага гудит и трясется, и совсем другое, к примеру, когда из любви к ближнему твоя машина оборудована шинами, изготовленными по технологии, снижающей шум на несколько децибел! Разработчикам, естественно, спасибо – приятно, что шум от трения шин значительно снижен за счет полиуретановой пены внутри поверхности колес. Но все это хорошо, когда водитель бодр и весел и вовсе не хочет спать. А вот если в мозгах единственная мысль – о койке с подушкой, то тут излишний комфорт за рулем становится чуть ли не вреден… Мораль простая: устал – прочь из-за руля!
Каждому пассажиру – по мягкому месту!
Пару слов о пассажирах, которые считают своим неотъемлемым правом спать, пока водитель крутит баранку. Конечно, речь не о междугородних автобусах, а про обычные легковушки. Так вот, когда дорожная обстановка и без того «сонная», то сладко посапывающий пассажир сильно сокращает шансы экипажа благополучно добраться до места назначения. Странно, что не до всех это доходит.
Кстати говоря, засыпание может произойти мгновенно, внезапно. А сон воспринимается как реальность, в которой водитель рулит по какой-то виртуальной дороге со своими загибонами. Упомянутые выше динозавры – это часть того же сна (хорошо, что кратковременного).
А что говорят Правила?
А ничего конкретного… Цитирую п. 2.7:
2.7. Водителю запрещается:
управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения…
В современных автомобилях на панели приборов то и дело вспыхивает предупреждение: мол, пора отдохнуть! Но кто слушает таких «советчиков»? На большегрузах об утомляемости водителя в какой-то степени предупреждают тахографы – но это пример немножко не из нашей жизни.
Всех, у кого есть предложения на тему, как вытащить усталого водителя из-за руля, приглашаем высказаться.