Проверьте мастеров и продавцов — выбираем толщиномер
Даже опытный взгляд не всегда определит, побывала ли машина в аварии. А прибор измерит толщину лакокрасочных слоев и, соответственно, даст ответ на вопрос – перекрашивали кузовную деталь или нет.
Для экспертизы мы приобрели семь толщиномеров по цене от 1800 до 9400 рублей. Точность их работы мы проверяли на шаблонах фиксированной толщины – от 50 до 2000 мкм, предварительно измеренных образцовым микрометром.
Правда, рубеж 2000 мкм упомянули только три производителя, но для полноты картины мы проверили всех.
Толщина лакокрасочного покрытия на кузовных панелях, окрашенных на заводе, – в диапазоне 80–200 мкм. Если покрытие толще, значит деталь крашеная. Меньшая толщина краски без покрытия лаком свидетельствует о глубокой полировке и очень малом остаточном слое краски. Бóльшие толщины (1000–2000 мкм) встречаются, в основном, на окрашенных промышленных изделиях – например, на крупных металлоконструкциях.
Проверку мы проводили поочередно на стальной основе и на алюминиевой, хотя некоторые производители честно предупреждают, что алюминий их приборы не распознают.
Максимальное количество баллов в нашей экспертизе набрал толщиномер Etari ET555 с русскоязычным дисплеем. В качестве бонуса в нем предусмотрен детектор банкнот: мол, проверяй заодно и деньги за машину! Деньги мы не проверяли – не наша специфика.
Калибровка прибора с тестовыми пластинками – это занесение в память толщиномера эталонных значений, полученных при замерах тестовых пластин. С ними в дальнейшем будут сравниваться результаты реальных измерений. Алгоритм у всех приборов разный: одни ограничиваются одной-двумя величинами, другие требуют пробежаться по всему диапазону измерений, а некоторые вовсе обходятся без этого, полагаясь исключительно на заводскую настройку. | Для замены батареек в толщиномере ИТ‑01 мало открутить крышку – нужно вытащить всю начинку. Разработчики явно перемудрили. |
Наша справка
Единица измерения mil, используемая во многих приборах, – это не миллиметр, а пришелец из британской системы мер: тысячная доля дюйма. 1 мил = 0,0254 мм, а 1 мм = 39,4 мил. Напоминаем, что микрон – то же самое, что и микрометр. Эта единица измерения использовалась до семидесятых годов прошлого века. 1 мкм = 10–6 м.
EM2271 Paint thickness tester, noname Измерение толщины немагнитных покрытий; диапазон 0–2,0 мм Примерная цена 1800 руб. Прибор в виде сувенира. Самый дешевый в нашей выборке. На дисплее – всего два разряда. При попытке оценить покрытие толщиной 50 мкм прибор показывает 0,1 мм, ведь более мелкие разряды не предусмотрены, а результат в микрометрах он не отображает. Калибровка не предусмотрена. Чем тоньше измеряемый слой, тем больше погрешность. Ждать точных данных в реальных условиях явно не стоит, однако отличить родное покрытие от более толстого ремонтного с его помощью, видимо, можно. Даже если кузов алюминиевый. | Индикатор толщины немагнитных покрытий ИТ-01, Россия Измерение толщины немагнитного покрытия на ферромагнитном материале, диапазон 0–2,00 мм Примерная цена 2250 руб. Работает только с ферромагнитными материалами, алюминий «не понимает». Из явных минусов отметим замену батареек: необходимо полностью разобрать прибор, извлечь наружу печатную плату – и только после этого сможете установить пару «пальчиков». Забывчивые будут часто менять батарейки: автовыключение не предусмотрено. Результат отображается в миллиметрах, а лучше бы в микрометрах. Точность посредственная. Калибровка не предусмотрена. |
Paint Condtrol, КНР Измерение толщины немагнитных покрытий на металлической поверхности, диапазон 0–1,80 мм Примерная цена 3700 руб. Чемпион по неудобству пользования: то выскальзывает, то кнопку непроизвольно нажмешь. Измерения в миллиметрах неудобны – предпочтительнее микрометры. Надписи в нижней части дисплея плохо видны. Калибровка особых сложностей не вызвала, но после нее прибор работоспособен только на том металле, из которого выполнена калибровочная пластина. Хочешь работать с алюминием после стали – калибруй по новой. Точность работы достаточная. В комплект входит множество калибровочных пластин толщиной от 0,05 мм до 1,00 мм. | RECXON GY-910, КНР Измерение толщины немагнитного и не проводящего ток покрытия на магнитной или немагнитной поверхности металла, диапазон 0–1300 мкм Примерная цена 3900 руб. Очень нудная калибровка! Инструкция пугает: мол, при слишком толстом металле прибор будет неработоспособен. На покрытиях от 50 до 500 мкм толщиномер отработал нормально, но измерять 1000 мкм почему-то категорически отказался. В комплекте – шесть тестовых пластин толщиной от 50 до 1000 мкм. | CHY 115, Тайвань Измерение толщины ЛКП на токопроводящих поверхностях, диапазон 0–1000 мкм Примерная цена 7100 руб. Эргономика никудышная. Как, к примеру, померить таким «пистолетом» толщину покрытия на крыше минивэна? Инструкция написана коряво, да еще и с опечатками. Батарейку типа «Крона» в первом попавшемся магазине не купишь. Калибровка довольно нудная. При каждом замере надо нажимать на «курок». Точность показаний вполне приемлемая, да и к дисплею претензий нет. В комплект входят эталонные шайбы и пластина с заявленной толщиной 1006 мкм. |
DT-156 Coating Thickness Tester, noname Измерение толщины покрытий изделий из черных или цветных металлов, диапазон – от 0 до 1250 мкм Примерная цена 9400 руб. Самое дорогое изделие в нашей выборке. Солидная упаковка, набор тестовых пластин (101, 252, 495 и 1020 мкм), возможность подключения к компьютеру – не стыдно подарить. Но производитель перемудрил: получился эдакий электронный молоток вместо простого инструмента для забивания гвоздей. Даже включается устройство с выпендрежем – так сказать, загружается. И для замены батарейки нужна отвертка. Точность работы нормальная. | ETARi ET555, Тайвань Измерение толщины железосодержащих и железонесодержащих покрытий на черных и цветных металлах; на черных металлах – до 2000 мкм, на цветных – до 1000 мкм Примерная цена 7000 руб. Логика работы прибора понятна интуитивно. Претензий не вызвал ни по одному пункту. Точность работы высокая. В комплект поставки входит шаблон (102 мкм). |
Как выбрать?
Основными критериями при выборе толщиномера, помимо итогов нашей экспертизы, являются следующие характеристики.
- Форма прибора. Предпочтительнее простейшая форма типа «шоколадный батончик»: всяческие «пистолеты» неудобны при замерах как на горизонтальных, так и на вертикальных поверхностях.
- Источник питания. Желательны батарейки, продаваемые на каждом углу, – например, типа ААА.
- Наличие калибровки минимизирует погрешность измерений.
- Подсветка дисплея и проверяемого участка кузова поможет при работе в темноте.
- Шкала в микрометрах. Гораздо удобнее считывать показания типа 115 мкм, чем 0,12 мм.
- Работа с разными металлами. Прибор должен легко переходить со стали на алюминий и обратно, не требуя дополнительной калибровки.
Всем счастливого пути на исправном автомобиле!
- Все, что нужно знать о покупке и продаже автомобилей с пробегом, вы найдете в нашей подборке публикаций.