Как заставить дорожников залатать ямы — инструкция «За рулем»
Отличия хорошей дороги от плохой описывает ГОСТ Р 50597-2017: длина выбоины не должна превышать 15 см, а глубина – 5 см. На тему того, что ГОСТ не соответствует требованиям времени (в такой яме можно убить шину вместе с диском), рассуждать не будем. Важнее то, что многие ямы еще больше!
Временные нормативы по приведению асфальта в порядок учитывают площадь дефекта и категорию дороги. Например, на трассе первой категории колдобину должны заделать в течение суток, на дороге четвертой категории – за 10 дней. Для желающих досконально изучить ГОСТ приводим таблицу (она внизу).
Существует простой способ визуально отличить плохое от хорошего. В былые годы мерилом глубины колдобины служил коробок спичек, теперь на смену ему пришла кредитная карточка, размер которой 85×55 мм. Если глубина ямы больше ширины карточки (55 мм), нарушение налицо!
Пора жаловаться
Госавтоинспекция должна отреагировать и прислать письменный ответ в течение 30 суток. Этот срок соблюдают четко. Инспекторы выдадут предписание дорожной организации, а если ее сотрудники не отреагируют, будут призваны к ответу.
Некоторые советуют жаловаться в прокуратуру. Но стоит ли из-за каждой колдобины прокуроров тревожить? Пусть сконцентрируются на более крупных нарушениях закона – например, на том, что обслуживающая организация не выполняет предписание на устранение недостатков, поступившее от ГИБДД.
В большинстве случаев эффективны жалобы в местную администрацию, которая является собственником дороги. Если же дорога федеральная, то надо информировать Минтранс.
Суровые штрафы
Читая статью 12.34 КоАП, предусматривающую наказание за несоответствующее содержание дороги, искренне удивляешься: как же наши дорожные службы еще не пошли по миру? Если дефект не ликвидировали либо не установили перед ним заграждение, должностным лицам светит штраф 20-30 тысяч рублей, а юридическим – на порядок больше. А если из-за этого дефекта случилась авария, в которой причинён вред здоровью легкой или средней тяжести, штраф повышается до 50-100 тысяч рублей для должностных лиц и до 400-500 тысяч – для юридических.
Госавтоинспекция несет надзорные функции, и специально обученный человек должен регулярно объезжать вверенный участок и фиксировать нарушения. Увы, сотрудники ГИБДД замечают не всё. Но от жалоб бдительных граждан сейчас отмахнуться сложно. А за бездействие по голове не погладят.
Так что не ленитесь писать письма – совместными усилиями мы сделаем наши дороги лучше.
Если попал в яму
Первым делом подумайте о собственной безопасности. Откатите машину в сторону, установите знак аварийной остановки. При нахождении на дороге или обочине в темное время суток необходимо надеть жилет со светоотражающими элементами, если их нет на одежде. Этого требуют ПДД и здравый смысл.
Дефекты покрытия и сроки их устранения
| Категория дороги | Группа улиц | Размер | Срок устранения, сут., не более |
Отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, равной или более | IА | А | 0,06 м² | 1 |
IБ, IВ | Б | 3 | ||
II | В | 5 | ||
III | Г | 7 | ||
IV | Д | 10 | ||
V | Е | 12 | ||
На участке полосы движения длиной 100 м повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м², длиной менее 15 см и глубиной менее 5 см, общей площадью более | IА, IБ, IВ | А, Б | 0,1 м² | 5 |
II | В | 0,5 м² | 7 | |
III | Г | 0,8 м² | 10 | |
IV | Д | 2,1 м² | 14 | |
V | Е | 5,2 м² | 20 | |
Сдвиг, волна глубиной более | IА | А | 3,0 см | 5 |
IБ, IВ, II | Б, В | 7 | ||
III | Г | 5,0 см | 10 | |
IV | Д | 12 | ||
На участке полосы движения длиной 100 м гребенка площадью более | IV | Д | 30,0 м² | 10 |
V | Е | 52,5 м² | 14 | |
На участке полосы движения длиной 100 м колея глубиной более / длиной более | IА, IБ, IВ | А, Б | 2,0 см/7,0 м | 5 |
II | Б | 2,5 см/7,0 м | 7 | |
III | В, Г | 3,0 см/9,0 м | 10 | |
IV | Д | 14 |
Автор: Александр Жихарев