Будут ли наши дети ездить в собственных автомобилях — прогноз «За рулем»
Причина первая – урбанизация
Ездить на машине на работу/учебу? Было бы удобно, если бы не цена такого удовольствия. Да и терять время на стояние в пробках не хочется. Так что даже взрослые, состоявшиеся, консервативные люди все чаще отказываются от поездок на собственных автомобилях (и избавляются от них, если возможно). А дети идут вслед за родителями – на автобусную остановку, станцию метро…
Если нужна скорость – пользуются велосипедами, самокатами (обычными или электрическими), сегвеями, гироскутерами, унициклами и всем прочим, что уже понапридумывали. А что придумают завтра? Ховерборд, летающую доску, как в «Назад в будущее»?
Причина вторая – развитие общественного транспорта и беспилотников
К общественному транспорту можно отнести не только автобусы, троллейбусы, метро, но и такси. И даже каршеринг – то есть автомобили для краткосрочной аренды. Вид общественного транспорта для личного пользования, простите за оксюморон.
Также активно развивается беспилотный транспорт. По прогнозам консалтинговой компании Frost&Sullivan, уже в 2025 году объем продаж беспилотников превысит 40% общего объема мировых продаж легковых автомобилей. Специалисты аудиторской компании PricewaterhouseCoopers уверены, что к 2040 году транспортные системы крупнейших мегаполисов будут полностью автономными. Технический директор Google Рэй Курцвел считает, что самоуправляемые автомобили заполнят дороги к 2033 году. И, как убеждают футурологи, в ХХII веке умение водить автомобиль (точнее, уже электромобиль) станет атавизмом в большинстве стран. А приобретать беспилотники лично для себя будут только самые брезгливые.
Причина третья и главная — смена приоритетов
И сейчас подростки с завистью смотрят на сверстников с дорогими машинами. Но таких меньшинство, и наши дети это прекрасно понимают. Владельцы обычных, недорогих автомобилей никаких чувств у них не вызывают.
Парадокс в том, что некоторые из них способны зарабатывать на популярности неплохие деньги. Но даже при этом они не стремятся приобретать дорогую собственность, так как успешность в современном понимании это еще и мобильность, постоянные путешествия. Смена рабочих мест и партнеров. Иметь свой дом, семью — значит быть стариком. А квартиру, мебель проще, дешевле и вроде бы умнее взять в аренду, как и машину – но уже с водителем (такси или Uber).
Американцы называют это поколение «поколением арендаторов». Оно есть не только в США и Европе.
Привет, поколение Z
Недавно я побывал на презентации некоего автомобильного продукта с группой популярных блогеров. Это уже поколение Y, 25-30 лет, вроде бы взрослые люди. Но те же арендаторы. Вкладываться готовы разве что в гаджеты. Водительские «права» (для каршеринга) есть пока у большинства. Хотя навыки управления автомобилем имеются у всех (не будем акцентировать внимание на том, где и как они их получали).
Я не удивлен. Уже лет пять назад среди тех, кто называет себя автомобильными журналистами, встречались не умеющие ездить с механической коробкой передач. Стыдно? Нет. Во многих других вещах они разбираются лучше нас, динозавров, заводивших машины «кривым стартером» и чистивших-настраивавших карбюраторы – в свое время.
Однако сыну я оставлю машину – самую простую. Постараюсь отвлечь его автомобилем от гаджетов. Объясню, что когда-то собственная машина была символом свободы. И он сможет сам, когда захочется, проехать по дороге Е371 Козюльск-Мешков или любой другой из тех, кто останутся неавтономными, — пока не запретят автомобили с ДВС и без автопилота. А быть пассажиром он и так умеет. Учиться этому не нужно.