Тест летних шин для кроссоверов. Результаты удивляют
Шины для кроссоверов отличаются от легковых не только специфическими размерами и повышенной грузоподъемностью. Они имеют более крепкий каркас, усиленные плечи и боковины. Такие покрышки производители маркируют надписью SUV или 4×4 либо объединяют в специальные модельные линейки с оригинальными именами.
Так было. Ныне все больше шинных компаний оставляют исполнение 4×4 или SUV только для тяжелых рамных внедорожников. Для паркетников, большинство из которых на нашем рынке переднеприводные и редко съезжают с хороших дорог, предлагают легковые шины. Для теста мы собрали представителей всех сословий.
Личный состав
Среди одиннадцати протестированных моделей девять созданы, в основном, для асфальта. Из них две, не имея «кроссоверных» знаков отличия, представлены «легковыми» именами. Это немолодой, но заслуженный «немец» Continental ContiPremiumContact 5, изготовленный во Франции, и моложавый «тайванец» Maxxis Premitra HP5, сваренный в Китае.
Еще четверо испытуемых отмечены клеймом SUV в названии, что говорит о кроссоверном (усиленном) исполнении. Среди них – сделанные в России финские Nokian Hakka Blue 2 SUV и Nordman S SUV, а также представители Азии – Toyo Proxes CF2 SUV из Страны восходящего солнца и произведенные в Индонезии GT Radial Savero SUV.
Остальные соперники – специальные модели для кроссоверов и внедорожников с оригинальными именами. Это выпущенные в Румынии шины Pirelli Scorpion Verde с итальянскими корнями и самым нескромным ценником – 7050 рублей за покрышку, «японец» тайского происхождения Dunlop Grandtrek PT3, а также чистокровный «кореец» Kumho Crugen HP91.
Чтобы показать различия между шинами повышенной проходимости и шоссейными, мы включили в тест две модели с маркировкой A/T (All Terrain). Это Bridgestone Dueler A/T 001 – изготовленный в Таиланде новичок с агрессивным протектором и японской родословной, а также пожилая отечественная шина Viatti Bosco A/T с самой привлекательной ценой – 3945 рублей. Рисунок ее протектора больше похож на асфальтовый, чем на универсальный.
Компания подобралась интересная и разнообразная – цена наиболее дорогих шин почти вдвое выше цены бюджетных.
Поле боя
«Мобилизовать» всех участников и доставить их на сборный пункт – полигон АВТОВАЗа, расположенный в окрестностях Тольятти, – удалось к концу лета 2018 года. Температура воздуха во время шинных баталий колебалась в пределах от 18 до 30 градусов.
На должность автомобиля-носителя назначили популярный Renault Duster. Использовали только переднеприводный режим 2WD. Это позволяет точнее сравнить шины, поскольку полный привод размывает различия между соперниками. Да и к жизни так ближе, поскольку покупатели недорогих кроссоверов часто выбирают моноприводные версии.
Марш-бросок
Начинаем с 10‑километрового прогревочного круга по скоростной дороге полигона, где оцениваем автомобиль на высокой скорости – насколько четко он держит прямую, как быстро исполняет команды водителя при подруливаниях, мягком маневрировании и объезде препятствия.
В этом упражнении высшие оценки заслужили шины Nokian, Nordman и Pirelli – на них Duster ведет себя лучшим образом. Хуже всех проявили себя шины GT Radial: полное отсутствие информативности и нечеткие реакции на повороты руля при плавном маневрировании. Примечательно, что в схватке c асфальтовыми шинами универсальные не стали аутсайдерами.
Наш многолетний опыт в замерах экономичности подсказывает: чем хуже аэродинамика автомобиля, тем меньше сопротивление качению влияет на расход топлива. В случае с Дастером разница между лучшими и худшими результатами замеров как при городской скорости (60 км/ч), так и при загородной (90 км/ч) минимальна – не превышает 0,2 литра.
На покрышках Dunlop и Toyo наш Duster показал самый скромный аппетит – на 100 километров хода он израсходовал 5,9 литра при 60 км/ч и 7,3 литра при 90 км/ч. Шины Nokian, оказавшиеся самыми расточительными, в обоих режимах потребовали стакан добавки. Шины повышенной проходимости Bridgestone и Viatti вновь удержались в общем строю.
А зори здесь тихие…
На служебных дорогах полигона, где присутствуют неровности и дефекты асфальта почти всех видов, оцениваем влияние шин на внутренний шум и плавность хода Дастера, в том числе на разбитой дороге.
Самыми тихими оказались GT Radial, Nokian и Toyo. А наиболее шумные – Kumho и Pirelli. Они собрали букет претензий: повышенный шум качения, озвучивание дорожных неровностей и шероховатого асфальта.
Отъявленные проходимцы
Завершая марш-бросок, испытатель сворачивает на грунтовку. На 12‑процентном подъеме он оценивает работу шин на рыхлой поверхности. Это не тест на проходимость, хотя процедура испытаний схожая – оценить эффективность тяги с буксованием и без него, внезапность проворачивания колес и уверенность при маневрировании. Результаты этого теста не идут в итоговый зачет, а приводятся как дополнительная информация для тех, кто вынужден кратковременно съезжать с асфальта, например, на проселок, ведущий к даче.
Намного увереннее остальных на грунтовке ведут себя покрышки с маркировкой A/T – Bridgestone и Viatti. На «бридже» Duster прет как танк. Viatti тянут менее напористо, но всё равно хорошо. А самые робкие – Pirelli. Тронуться на них с пробуксовкой не получается. Водитель вынужден сосредоточиться на тонких «манипуляциях» педалью сцепления в момент троганья, дабы не провернуть колёса. На таких шинах с твердой поверхности лучше не съезжать.
Стой! Раз-два
Надёжное торможение – залог безопасности. Поэтому ровно половина из 1000 баллов (максимум того, что может в тесте заработать шина) приходится на результаты замеров тормозного пути. На мокром асфальте самый короткий тормозной путь – у шин Pirelli: 25,3 метра. Всего одну десятую метра уступили Continental и Kumho. Худший результат, 32,6 метра, показал Bridgestone; он проиграл лидеру 7,3 метра, а это полтора корпуса автомобиля.
Continental сумел отыграться на сухом асфальте, показав лучшее торможение – 38,9 метра. А Bridgestone так и остался аутсайдером; отставание от кратчайшего тормозного пути составило аж 10,7 метра – почти два с половиной корпуса!
В торможении проявились слабые стороны шин повышенной проходимости. Их агрессивный протектор слишком «рыхлый» для асфальта, а размер пятна контакта меньший, потому-то тормозные свойства и скромные.
Обходные маневры
Приступаем к наиболее сложному как для шин, так и для испытателей упражнению – к переставке, которая имитирует объезд внезапно возникшего на дороге препятствия: на дистанции всего 12 метров нужно сменить полосу движения.
На мокрой дороге в авангард выдвинулись Pirelli, показавшие самую высокую скорость – 65,9 км/ч. В арьергарде расположился Dunlop с результатом 60,6 км/ч.
Pirelli и Nokian, получив одинаково высокие оценки, продемонстрировали свою готовность к экстремальным маневрам. А наименее приспособленными к ним оказались Bridgestone, Dunlop и Maxxis, усложнившие управление Дастером.
Все трое получили схожие замечания: замедленные реакции на поворот баранки, которую при резком перестроении приходится вращать на большие углы, и снос передней оси в начальной фазе маневра. При этом у Дастера на Данлопе ярко выраженная недостаточная поворачиваемость остается в ходе всего маневра, а Bridgestone и Maxxis во втором коридоре заставляют его мести хвостом. Сухой асфальт преподнес сюрприз: на передний план выдвинулись шины Toyo с «проходной» скоростью 66,3 км/ч. Вплотную к ним следуют GT Radial и Nokian, уступившие лишь одну десятую километра в час.
На сухом покрытии Pirelli и Nokian подтвердили свои высокие оценки за управляемость. А закрепившийся в отстающих «бридж» и присоединившийся к нему Continental заставили испытателей попотеть – обутый в них Duster досаждал задержками в реакциях и большими углами поворота руля при маневрировании, а также заносом во втором коридоре.
Строевой смотр
Подведем итоги. В отличники выбились шесть шин: их результаты настолько близки, что в нашем рейтинге образовалось три двойных мéста.
Завершают наш смотр стоящие особняком (вне зачета) «вседорожные» шины категории A/T. Они заработали высокие оценки в проходимости, но за счет меньшей площади пятна контакта и большей подвижности «зубастого» протектора немного сдали на асфальте.
Bridgestone Dueler A/T 001 заработал 791 балл. Проявив слабость в асфальтовой битве, он успешно продемонстрировал важное качество шин категории All Terrain — отменную проходимость. Слабые стóроны — невысокое сцепление на асфальте и сложная управляемость при экстремальном маневрировании — были вполне предсказуемы. А вот приемлемый уровень комфорта и умеренный расход топлива стали приятной неожиданностью. Наверняка понравятся тем, кто много ездит по дорогам без покрытия.
Viatti Bosco A/T (854 балла), показавшие уверенную проходимость и удовлетворительные характеристики на асфальте, могут понравиться дачникам и жителям пригородов, частенько съезжающим на грунтовку.
«Шоссейный» Dunlop Grandtrek PT3 набрал 834 балла, его место — в группе посредственных шин. Экономичная и комфортная, со скромным сцеплением и неоднозначной управляемостью, эта модель подойдет лишь аккуратным водителям.
| Вне зачета | 9 место | Вне зачета |
Сумма баллов, набранных в тесте | 791 | 834 | 854 |
Марка, модель | Bridgestone Dueler A/T 001 | Dunlop Grandtrek PT3 | Viatti Bosco A/T V-237 |
Средняя цена в интернет-магазинах | 6435 | 4960 | 3945 |
Экономия (+)* / переплата (–)*, % | 22 (–) | 2 (+) | 29 (+) |
Страна изготовления | Таиланд | Таиланд | Россия |
Индекс нагрузки и скорости | 102S | 98H | 98H |
Индекс износостойкости (Treadwear) | 300 | 420 | н.д. |
Глубина рисунка по ширине, мм | 8,6 | 8,2 | 7,4 |
Твердость резины по Шору, ед. | 59 | 61 | 68 |
Масса шины, кг | 13,2 | 11,9 | 11,2 |
ПЛЮСЫ | Умеренный расход топлива; неплохая комфортность; высокая проходимость | Высокая экономичность; отличная плавность хода; не шумят | Достаточно комфортны; самая привлекательная цена |
МИНУСЫ | Низкое сцепление на асфальте; сложная управляемость при резких маневрах | Слабые сцепные свойства; сложная управляемость на мокром покрытии | Сцепление с дорогой ниже среднего; нечеткое следование курсу |
* Разность между справедливой ценой и средней ценой шин конкретной модели, выраженная в процентах относительно средней цены.
На восьмой позиции обосновались шины GT Radial Savero SUV с результатом 877 баллов. Они отличились низким уровнем шума и неплохо проявили себя почти во всех упражнениях. Лишь при оценке курсовой устойчивости и корректировки направления движения на высокой скорости GT Radial огорчил наших экспертов. Такие шины больше подойдут для езды в городских условиях.
Лучший из хорошистов – Nordman S SUV, заслуживший 894 балла и занявший седьмую позицию. Он хорошо сбалансирован – не удивит и не разочарует, порадует четкой курсовой устойчивостью и высокой комфортностью, особенно в дальних поездках.
| 8 место | 7 место |
Сумма баллов, набранных в тесте | 877 | 894 |
Марка, модель | GT Radial Savero SUV | Nordman S SUV |
Средняя цена в интернет-магазинах | 4160 | 4985 |
Экономия (+)* / переплата (–)*, % | 24 (+) | 4 (+) |
Страна изготовления | Индонезия | Россия |
Индекс нагрузки и скорости | 98H | 98H |
Индекс износостойкости (Treadwear) | 380 | 500 |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,8 | 7,5 |
Твердость резины по Шору, ед. | 63 | 66 |
Масса шины, кг | 11,2 | 10,8 |
ПЛЮСЫ | Высокая скорость выполнения переставки на сухом асфальте; тихие | Отличная курсовая устойчивость; хорошая плавность хода; низкий уровень шума |
МИНУСЫ | Посредственная курсовая устойчивость при движении на высокой скорости | Существенных недостатков не выявлено |
* Разность между справедливой ценой и средней ценой шин конкретной модели, выраженная в процентах относительно средней цены.
| 5-6 место | 5-6 место |
Сумма баллов, набранных в тесте | 903 | 903 |
Марка, модель | Toyo Proxes CF2 SUV | Maxxis Premitra HP5 |
Средняя цена в интернет-магазинах | 4790 | 4305 |
Экономия (+)* / переплата (–)*, % | 9 (+) | 21 (+) |
Страна изготовления | Япония | Китай |
Индекс нагрузки и скорости | 98H | 98V |
Индекс износостойкости (Treadwear) | 400 | 340 |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,9 | 7,6 |
Твердость резины по Шору, ед. | 58 | 63 |
Масса шины, кг | 11,7 | 9,9 |
ПЛЮСЫ | Очень экономичные; самые комфортные; понятная управляемость | Надежное сцепление с дорогой |
МИНУСЫ | Недостаточно высокие сцепные свойства | Посредственная управляемость; легкие претензии к курсовой устойчивости и комфорту |
* Разность между справедливой ценой и средней ценой шин конкретной модели, выраженная в процентах относительно средней цены.
| 3-4 место | 3-4 место |
Сумма баллов, набранных в тесте | 912 | 912 |
Марка, модель | Kumho Crugen HP91 | Continental ContiPremiumContact 5 |
Средняя цена в интернет-магазинах | 4375 | 6155 |
Экономия (+)* / переплата (–)*, % | 19 (+) | 15 (–) |
Страна изготовления | Корея | Франция |
Индекс нагрузки и скорости | 98H | 98H |
Индекс износостойкости (Treadwear) | 420 | 280 |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,9 | 7,3 |
Твердость резины по Шору, ед. | 60 | 61 |
Масса шины, кг | 11,2 | 9,6 |
ПЛЮСЫ | Высокие сцепные свойства; понятная управляемость на мокром асфальте | Великолепное сцепление с дорогой; отличная плавность хода |
МИНУСЫ | Замечания в адрес курсовой устойчивости; повышенный уровень внутреннего шума | Посредственная управляемость, легкие замечания к курсовой устойчивости и шуму |
* Разность между справедливой ценой и средней ценой шин конкретной модели, выраженная в процентах относительно средней цены.
| 1-2 место | 1-2 место |
Сумма баллов, набранных в тесте | 934 | 934 |
Марка, модель | Pirelli Scorpion Verde | Nokian Hakka Blue 2 SUV |
Средняя цена в интернет-магазинах | 7050 | 5685 |
Экономия (+)* / переплата (–)*, % | 25 (–) | 8 (–) |
Страна изготовления | Румыния | Россия |
Индекс нагрузки и скорости | 98V | 102V |
Индекс износостойкости (Treadwear) | 400 | 500 |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,8 | 7,8 |
Твердость резины по Шору, ед. | 58 | 61 |
Масса шины, кг | 10,8 | 11,2 |
ПЛЮСЫ | Превосходные сцепные свойства; отменная управляемость | Надежное сцепление; отличная управляемость; высокая комфортность |
МИНУСЫ | Невысокий уровень комфорта | Повышенный расход топлива при 90 км/ч |
* Разность между справедливой ценой и средней ценой шин конкретной модели, выраженная в процентах относительно средней цены.
Денежное довольствие
Следующая группа – с незначительным отклонением от справедливой цены (в пределах плюс-минус 10 %). С одной стороны, это Toyo Proxes CF2 SUV (9 %), Nordman S SUV (4 %) и Dunlop Grandtrek PT3 (2 %), позволяющие слегка выгадать при покупке. С другой – Nokian Hakka Blue 2 SUV, за которую придется переплатить совсем немного (8 %).
Вместе с авторами в шинных баталиях принимали участие вольноопределяющиеся: Антон АНАНЬЕВ, Владимир КОЛЕСОВ, Юрий КУРОЧКИН, Антон МИШИН, Андрей ОБРАЗУМОВ и Валерий ПАВЛОВ.
Выражаем признательность производителям шин, предоставившим на тест свою продукцию, а также сотрудникам полигона АВТОВАЗа и тольяттинской компании Шинторг за техническую поддержку.
Благодарим компанию Renault, предоставившую тестовый автомобиль.
- Правильное хранение шин значительно продлевает срок их службы!