Кто меньше?
ТЕХНИКА
/НОВИНКИ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
КТО МЕНЬШЕ?
ДИЗЕЛЕК-РЕКОРДСМЕН
До недавних пор самым маленьким автомобильным дизелем считался трехцилиндровый агрегат "Смарта" рабочим объемом 800 см3. Следующим с большим отрывом шел "трехлитровый" "Фольксваген-Лупо" со своими 1,2 л пространства над поршнями. Есть моторчики и поменьше, но для других целей: например, для привода автономных электрогенераторов, холодильных установок, они не отличаются высокой энерговооруженностью.
Но вот - прорыв в "микромир": фирма "Д-р Шрик ГмбХ" из Ремшайда (Германия) представила новый двухцилиндровый дизель миниатюрных размеров, планировавшийся поначалу для... беспилотных летательных аппаратов-разведчиков. Задание, как вы понимаете, было непростым - минимальная масса, воздушное охлаждение, высокая удельная мощность и быстроходность; все в одном! Конструкторы с энтузиазмом взялись за неразрешимую, казалось бы, задачу и уже через три года представили дизельный двигатель массой 24 кг удельной мощностью более 1,4 кВт/кг. Переводя в привычные "лошадки", получим по 2 л.с. с каждого килограмма массы: вдвое лучше, чем у современных автомобильных моторов! У "литрового" концепта "Фольксваген-L1" 26-килограммовый дизель развивал 6,3 кВт/8,5 л.с.
Что же представляет собой "Шрик-дизель"? Это, как и требовали военные, двухцилиндровый V-образный четырехтактный агрегат воздушного охлаждения рабочим объемом 0,6л. Угол развала цилиндров - 90°, мощность - 34 кВт/ 46 л. с. при... 6000 об/мин (не забудем - перед нами "тихоход" - дизель!). Воздух в цилиндры закачивает компрессор, турбинка которого вращается с бешеной скоростью 270 000 об/мин, сгущая атмосферу до 2,7 бар.
А как обстоит дело с габаритами? Длина, ширина, высота - 435 х 400 х 360 мм. Чтобы уложиться в эти прокрустовы рамки, пришлось отказаться от привычных нынче верхних распредвалов и разместить единственный кулачковый вал по центру, возродив к жиз-
ни подзабытые штанги-толкатели. Впрочем, получившийся привод всех четырех клапанов рассчитан на 10000 об/мин - вполне достаточно. Не менее сложной получилась и топливная аппаратура. Все, что мог предложить признанный корифей "Бош", оказалось слишком громоздким. Тогда воспользовались сверхминиатюрными (длиной в полторы спички) насос-форсунками швейцарской фирмы "Дуап". Впрыск происходит через пять отверстий диаметром 0,2 мм под давлением 915 бар.
Конечно же, и на солнце есть пятна. В задании ничего не было сказано об экономичности и экологии. Поэтому, наверное, удельный расход солярки получился около 300 г/кВт.ч - на треть выше, чем у лучших современных автомобильных дизелей. Да и выхлоп чистый лишь визуально, по приборам же на Евро III не тянет. Но, может, все это "пока"? Тогда через несколько лет под капотами легковых автомобилей появится 90-сильная дизельная "четверка" массой всего 50 кг...
Прообраз мотора для будущих автомобилей?