Мотор на... соленой воде

МОТОР НА... СОЛЕНОЙ ВОДЕ

ТЕХНИКА

/НОВИНКИ

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

МОТОР НА... СОЛЕНОЙ ВОДЕ

ТАКОЕ ТОПЛИВО - УЖЕ НЕ ФАНТАСТИКА

На Парижском салоне публику удивил легковой пожарный концепт "Пежо-Н2О", в самом названии которого - намек на вид топлива. Но при том, что топливные элементы работают на водороде, этого газа на борту не более 2,5 г. Будь иначе, вряд ли кто допустил бы такой автомобиль к очагу возгорания. Горючий газ надежно хранится... в жидкости.

В баке плещется совершенно необычное топливо, нетоксичное и негорючее - водный раствор боргидрида натрия. Вещество для химиков не новое: его давно используют в бумажной промышленности, в очистных сооружениях, фармацевтическом производстве. Чем же заинтересовал концерны "Пежо" и "Даймлер-Крайслер" белый порошок NaBH4? Именно последней своей составляющей - водородом. Здесь он присутствует в большом количестве, но крепко связан и не представляет опасности. Для использования в автомобиле эту белую соль нужно растворить в воде и дальше пусть "бензонасос" по команде водителя, нажимающего "на газ", впрыскивает раствор в специальный катализатор Hydrogen-on-Demand (Водород по требованию), разработанный фирмой "Миллениум Селл" из Нью-Джерси. Здесь немедленно начинается химическая реакция, продукты которой - водород и кашеобразный метаборат натрия - составная часть чуть ли не всех стиральных порошков. Когда-нибудь, после долгой поездки счастливая водительница экологически чистого автомобиля сможет затеять постирушку... Но пока разработчики отправляют этот "выхлоп" на регенерацию, чтобы вновь получить водородсодержащее топливо.

Сегодня концепты "Пежо-Н2О" и "Натриум" от "Даймлер-Крайслер" ездят по дорогам и собирают необходимую исследователям информацию. Те уже готовы кое-чем поделиться с общественностью. Так, мини-вэн "Натриум" разгоняется до "сотни" за 16 с, имеет максимальную скорость 130 км/ч и обходится 7,8 л соленой воды на каждую сотню своего 500-километрового пробега. Под полом у него спрятан электромотор переменного тока мощностью 35 кВт. Поскольку топливный элемент вырабатывает электроэнергию с некоторым запасом, в автомобиле, кроме бака, установлены и литиево-ионные аккумуляторы, подзаряжаемые, кстати, еще и при каждом торможении. Эти батареи позволяют тронуться в путь немедленно, не прогревая топливные элементы, на что обычно уходит около двух минут.

Вода и тушит, и... везет.

Таков круговорот натрия в автомобиле.

У "Натриума" все агрегаты спрятались под полом кузова.

Подпишитесь на «За рулем» в