7 простых шагов — и к камерам не будет вопросов. Почему ГИБДД молчит?
Спустя 12 лет можно уверенно говорить, что бездушные камеры переняли от инспекторов худшие черты. Они точно так же ожидают нарушителей в сложных местах-ловушках или в кустах. Только камера не выскакивает на дорогу с полосатой палкой, а делает фотоснимок нарушителя. Очень много мобильных камер принадлежит частным компаниям, которые забирают почти всю сумму из уплаченного водителем штрафа.
Водителей возмущает не только размещение камер в кустах, но и фактическая невозможность обжалования штрафа. Презумпция виновности предполагает, что именно обвиняемая сторона должна предоставить доказательства своей правоты.
Недавно в Костромской области я «попался» камере, спрятанной в кустах, которая сделала фото автомобиля и вычислила: 117 км/ч. Я не помню, где я мог так лететь, там ведь дорог нормальных нет! Рассудить человека и робота мог бы видеорегистратор, но уведомление о штрафе пришло, как назло, спустя неделю после «нарушения»: запись нужного момента уже была стерта.
Поэтому даже объявленная возможность удаленно обжаловать «письма счастья» погоды не сделает, ведь если у водителя нет доказательств собственной невиновности, штраф ему не отменят, и не важно, как происходило обжалование – в электронном виде или в традиционном.
Что делать? Нужно принять несколько волевых решений, которые восстановят людей в правах и дадут шанс на справедливость.
Во‑первых, необходимо полностью запретить использование технических средств фиксации нарушений, не осуществляющих постоянную видеосъемку участка контроля.
Во‑вторых, необходимо, чтобы каждая камера имела аттестованную методику проверки видеоматериалов и данных с датчиков. При таком подходе можно выяснить, было нарушение или камера ошиблась.
В‑третьих, штрафы за нарушения должны формироваться в кратчайшие сроки (например, в течение 24 часов с момента фиксации нарушения) и сразу же направляться водителю или собственнику ТС. У автомобилистов будет возможность сохранить запись с видеорегистратора и использовать ее для защиты. Все нарушения, которые зафиксированы, но не оформлены в течение 24 часов, должны идти в корзину.
В‑пятых, рассмотрением дел о штрафах должен заниматься особый третейский орган, штрафной омбудсмен, а не ГИБДД. В случае, если штраф выписан незаконно, государство должно компенсировать затраты на обжалование как омбудсмену, так и безвинно пострадавшему. Подобная практика введена сейчас для урегулирования споров по ОСАГО, и есть понимание, что она уже показала свою эффективность.
В‑шестых, все камеры, как стационарные, так и мобильные, должны предваряться знаком, предупреждающим, что ведется фотовидеофиксация нарушений. Если такого знака не было, а штраф пришел, он должен подлежать отмене в безусловном порядке как оформленный в нарушение закона. Цель использования камер – предотвращение нарушений, а не провоцирование водителей на нарушения.
Наконец, в‑седьмых, всякое сомнение должно трактоваться в пользу водителя, а не камеры. Это уже прописано в нашем законе, но почему-то не работает. Почему? Ответ очевиден.
Автор: Петр Шкуматов
Фото: Виталий Невар/ТАСС