4 главные ошибки чиновников в 2019 году
Неужели действующие законы настолько несовершенны и бестолковы, что нуждаются в перманентной доработке? Или чиновниками движет необходимость доказать свою полезность обществу? А может, их стимулируют денежные поощрения? Кроме шуток, на 2019–2021 годы в бюджет заложено 630 млрд рублей на «материальную мотивацию» федеральных госслужащих, то есть, грубо говоря, по 210 млрд в год. Для сравнения: суммарный сбор штрафов на дорогах в 2018 году составил 113,7 млрд рублей.
Ежемесячно чиновники выдают с десяток новых законопроектов и предложений, касающихся автомобилей и передвижения по дорогам. Водители – излюбленный объект для различных новаций и экспериментов. Когда-то мы жаждали перемен. Сегодня мы от них попросту устали, даже дельные предложения подчас вызывают отторжение.
Круговое движение
Часть инициатив выглядит бессмысленной тратой сил и средств еще в момент их рассмотрения. Тем не менее некоторые из таких инициатив «успешно» реализованы.
Так, в 2010 году ввели новые правила проезда перекрестков с круговым движением. С точки зрения упорядоченности и безопасности лучше не стало, поэтому в 2017 году правила переиначили еще раз. В результате получили путаницу. Скорее всего, не следовало ничего унифицировать – режим движения на всех перекрестках достаточно регулировать светофорами, знаками и правилом буравчика, как это и было раньше.
Сегодня нечто подобное происходит с дорожными знаками уменьшенного размера (разработаны Росстандартом в 2017 году). Сомнительная идея дошла до стадии эксперимента в нескольких городах. В марте ГИБДД подала в суд на столичный ЦОДД, который установил без согласования несколько знаков, результатом чего стало семь наездов на пешеходов – на ранее совершенно спокойном перекрестке. В апреле Госдума РФ распорядилась отложить установку уменьшенных знаков на неопределенный срок.
Может быть, надо еще раз пересмотреть и регламентировать, заказать, оплатить, изготовить и установить? Или достаточно? Но чем тогда будет заниматься армада чиновников?
Наши руки не для скуки
Новые занятия найти легко. Правительство заинтересовалось теперь лимитом скорости на загородных дорогах. Дескать, на новых и реконструированных трассах с многоуровневыми развязками ограничения в 90 и 110 км/ч (для автомагистрали) – устарели. Надо бы ввести новые максимумы: 110 и 130. Появились заявления, будто на благоустроенных дорогах скорость не влияет на безопасность…
В США, Германии и многих других странах это не так. У них – влияет. Процент аварий с тяжелыми последствиями неумолимо растет вместе со скоростью. Хуже того, при высоких разрешенных скоростях увеличивается роль скверного фактора неоднородности скоростей в потоке, когда одни ползут, а другие летят.
В числе активно продвигаемых законопроектов – предложение закрепить документально «экологический класс» для каждого автомобиля в стране. Прошел слух, что столичные власти хотят ограничить въезд в город старым машинам или сделать проезд для них платным. Позже это отрицали. Если таких намерений нет, то к чему прописывать «классы» 20‑летним Жигулям и «восьмеркам»? Они скоро сами вымрут, естественным образом. А если намерения есть, то непонятно, почему плату собираются взимать с самых бедных. Выхлоп старых машин мешает чиновникам нормально функционировать?
И пока что продолжается эксперимент в Москве, Петербурге и Севастополе с новыми знаками и информационными табличками – теми самыми, которых восемь десятков. Мы внимательно изучили это революционное предложение и не нашли среди новых знаков жизненно необходимых.
Список недоделок
Инициативы несложно разбить на четкие подгруппы. Самая большая направлена на изымание средств у населения (новые штрафы и повышение старых, новые объекты поборов – платные перекрестки, оформление купли-продажи). Вторая – на усиление контроля над чем-нибудь (техосмотр, автошколы, каршеринг).
Штрафы и наказания не работают. Несмотря на постоянную угрозу со стороны камер фиксации, миллионы водителей нарушают Правила. И без конца болтают по телефону во время движения. Что с ними делать? Руки отрывать? Законы-то есть на все случаи жизни, и они в большинстве своем правильные, но их выполнение контролируется в лучшем случае эпизодически. Именно это позволяет существовать огромным структурам, продающим левые техосмотры и страховки, а водителям – безнаказанно нарушать. Инспекторов, которые могли бы и хотели бы с этим активно бороться, в сегодняшней ГИБДД нет.
Конечно, начать можно с написания «совсем окончательных» ПДД, коротких и понятных, на века. Хорошая такая, внушительная инициатива! Добавить знаков, поднять штрафы, усилить контроль. Но если эти меры не дадут желаемых результатов, что потом?
Если по-взрослому, когда инициатива не приносит пользы, – вполне логично наказать инициаторов. Истраченные средства взыскать и пополнить ими фонд материальной мотивации. Кто выступит с такой инициативой, господа?