На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ Хантера
Почему мы вдруг потащились на Эльбрус? В честь юбилея! Ровно 45 лет назад, в августе 1974 года, три серийных УАЗ‑469Б покорили высоту 4200 метров. Отметить знаменательную дату решили новым восхождением. Задачу превзойти легендарное достижение не ставили, решили действовать по фактической погоде.
Старый и молодой
Двести верст от аэропорта до гостиницы я промчал за рулем Патриота. Последний раз я ездил на нем два года назад, и с того времени в машине многое изменилось. Новый 150‑сильный мотор ЗМЗ Про куда лучше подходит тяжелой машине, но на подъемах всё равно приходится переходить на четвертую передачу: нас четверо, багажник забит вещами – и 150 сил не хватает! Есть польза от изменений в ходовой части и рулевом управлении: теперь «уазик» проще удерживать в узком динамическом коридоре, он меньше гуляет влево‑вправо.
Впереди несколько километров грунтовки для плавной адаптации к грядущим приключениям. Я с удовольствием перебираюсь в Хантер.
За рулем «козлика» я оказался впервые. Страшилки о нем лишь отчасти соответствуют действительности. Вне асфальта пустой руль не напрягает, а кондовая подвеска переваривает любой камень играючи. Летящая через раскрытые форточки пыль воспринимается как неотъемлемый атрибут жанра. Недостаток тяги старого 135‑сильного мотора проявляется уже здесь, на относительной равнине. А на «буханку» и вовсе ставят 112‑сильный агрегат.
Парадная форма
Хантер, как и Патриот, – в экспедиционном снаряжении: силовые бамперы и пороги, вместительная сетка багажника на крыше, блокировка заднего дифференциала. Даже колер такой же. Рыжий цвет «дедушке» идет!
Вместо распашной пятой двери, которую давно ставят на обычные Хантеры, вернулись к олдскульному решению 469‑го. «Калитка» с запаской уходит вбок, доступ в багажник открывают две секции – верхняя и нижняя. Это и дань традициям, и более удобное для экспедиций решение.
Скалолазы
На встречу с Эльбрусом отправляемся на следующий день, ранним утром. Дождя нет, что вселяет уверенность в успехе.
Отправная точка – станция Азау, начало канатной дороги – на высоте 2350 метров. Наша экспедиция состоит из четырех машин. Хантер поддерживают два таких же рыжих Патриота – в экспедиционной и стандартной комплектациях. Замыкает колонну еще один Патриот, внезачетный.
Каменистая грунтовка на фотографиях выглядит твердой и не больно-то крутой. В реальности всё иначе. Мелкая щебенка легко перемешивается под колесами, лишая машины надежной опоры. Уклон такой, что еще до старта все УАЗы переводим на пониженную передачу. Не так много мощности у моторов, чтобы играть в игру «вытянет – не вытянет». Чаще не вытягивает.
Передвигаемся по очереди. Трогаемся, только получив по рации добро от предыдущего экипажа, добравшегося до горизонтальной «полки». Первые два-три перехода напрягают больше не крутизной, а диагональными промоинами от горных потоков. Нужно заранее высмотреть, где в них накатан проезд.
Мотор у Патриота более тяговитый и позволяет ехать на второй передаче. Но перед затычным местом нужно перейти на первую, чтобы не скиснуть. Так и дергаешься туда-сюда с передачами.
Останавливаться на подъеме неприятно, а местами и откровенно опасно. Камера заднего вида с подвижной разметкой траектории в горах кажется игрушкой. И хотя картинку показывает правильную, в этих условиях больше доверяешь подсказкам коллег, собственным глазам и какому-то шестому чувству.
| Сиденья с водоотталкивающей пропиткой обладают лишь намеком на боковую поддержку и регулируются по длине в минимальном диапазоне. Тем удивительнее, что после 200 км по асфальту я не чувствовал усталости – хотя при росте 186 см провел всё это время в позе, далекой от понятия «эргономика». |
Над передней панелью салона время невластно. Место под магнитолу по-прежнему не предусмотрено. Единственный атрибут комфорта, которым наделили «козлика», – обогрев сидений. Уровень безопасности стал чуть выше благодаря АБС и системе ЭРА-ГЛОНАСС с кнопкой на потолке. |
Друга в горы тяни
Цель – станция канатной дороги Мир на высоте 3500 метров. Чуть ниже нее начинается снег, уходя сплошным слоем до самой вершины – даже в середине июня. Под солнцем он раскисает, а ранним утром, пока наст еще плотный, на склоны выходят лыжники и сноубордисты. Их-то мы и удивим, выставив на финише трассы наших оранжевых «альпинистов».
Трое рыжих прошли все препятствия и достигли намеченной минимальной высоты – 3500 метров. Последнему, внезачетному Патриоту не повезло: шедшие впереди машины в одном месте так разбили дорогу, что он не смог пробиться. С десяток попыток – и всё тщетно. Лебедки у этого Патриота нет, а высылать на помощь один из экспедиционных автомобилей с лебедкой бессмысленно. На сыпучем покрытии вытягивающего утянет вниз. А еще придется дважды разворачиваться на узкой дороге. Поэтому четвертый автомобиль спустился на предыдущую отметку, а его экипаж добрался до нас по канатной дороге.
Выше решили не забираться. Погода стремительно ухудшалась: видимость в навалившихся облаках упала метров до пятидесяти, заморосил дождь, плюсовая температура сильно подтопила снежный покров. Выше грунтовка совсем плохая, а карабкаться в тумане прямо по склону в лоб лыжникам – идея не из лучших.
Идея вспомнить о легендарных достижениях – отличная. УАЗ в силу специфики машин записал на свой счет немало подобных историй. Путь Москва – Магадан – Москва, пройденный в 1973 году, нынче стал куда более цивилизованным, УАЗы таким не удивишь. А вот пустыня Каракумы (пробег 1977 года) не сильно изменилась – почему бы еще раз не вернуться в семидесятые?
Конечно, помнить о легендарном прошлом – это правильно. Но смотреть надо в будущее – и ставить новые, в том числе рыночные, цели.
Так вперед, УАЗ!
Фото фирмы УАЗ
- Хотите выбраться за город или отправиться в дальнее путешествие на своем автомобиле? Подберите цепи противоскольжения и хорошенький динамический трос!