Советский танк Т-55 – как он стал рабочей лошадкой третьего мира
Работы над Т-55 начались в 1957 году – десяток лет спустя появления первых модификаций «пятьдесятчетверки». Что же получил Советский Союз в новом старом танке?
Во-вторых, добавили ряд важных мелочей – например, систему очистки смотровых приборов при помощи жидкости и сжатого воздуха, а также улучшенную автоматическую систему пожаротушения. Также конструкторы усовершенствовали систему пуска двигателя – с появлением компрессора теперь не надо было думать о постоянной замене баллонов со сжатым воздухом.
Сильнее ядерного взрыва
50-е и 60-е годы прошли под знаком ядерного оружия – тогда казалось, что вероятность его применения высока, как никогда. Это ощущение не могло не отразиться на разработках боевой техники – серьезнейшее внимание при создании Т-55 уделялось способности действовать в условиях атомного взрыва. Никто, конечно, не ждал, что танк выстоит в эпицентре «гриба», но повысить выживаемость в целом было вполне можно.
Чтобы экипаж не дышал радиоактивной пылью, появилась фильтровентиляционная установка – теперь воздух очищался и подавался внутрь под давлением. Улучшили и уплотнители, чтобы пыль не попала через щели.
Но оставалось еще проникающее излучение. Чтобы остановить его, придумали «подбой» – полимерный материал, останавливающий радиацию. Кроме того, он помогал и от проблемы, мучившей танкистов еще со времен Первой мировой, – осколки собственной брони откалывались от удара снаряда снаружи, что приводило к смертям и ранениям даже в случае технического «непробития». Чуть позже к "подбою" добавили плиты «надбоя», которые находились сверху башни.
Плодовитое семейство
Т-55 стал хорошей платформой для самых разнообразных модификаций. Например, на его базе были созданы «тяжелые БМП» – боевые машины для перевозки пехоты, где место для размещения солдат находилось за счет удаления башни и замены пушки на что-то полегче. В случае с израильской ТБМП «Ахзарит» на базе Т-55 это были 7,62-мм пулеметы. А не пошедший в серию российский БТР-Т предлагал разные комбинации крупнокалиберных пулеметов, 30-мм автопушек, ПТУРов и гранатометов.
Кроме этого, на базе Т-55 сделали много инженерных машин – ремонтно-эвакуационные, мостоукладчики, тягачи, и так далее.
И, конечно же, модернизировался сам танк – то двигатель заменят, то активную защиту добавят, то систему целеуказания обновят. А то и вообще впихнут в «пятьдесятпятку» 125-мм орудие вместе с башней от Т-72.
А за рубежом вариантов Т-55 было еще больше. Этим занимались практически все желающие – в странах ОВД, на Балканах и Ближнем Востоке. Один из самых известных примеров – израильский «Тиран 5», модификация захваченных у арабов «пятьдесятпяток». В основном, дело органичивалось заменой радиостанций, установкой пулеметов под НАТОвский патрон и заменой прицельного оборудования. Но в отдельных случаях могли поставить и 105-мм пушку британского происхождения.
Орудие войны
Индо-пакистанская война 1971 года дала Т-55 возможность встретиться в бою друг с другом – вернее, с закупленным Пакистаном «Тип-59», клоном «пятьдесятпятки» китайского производства. Вначале это посеяло путаницу – с обеих сторон участились случаи поражения своих. Тогда индийцы установили на орудиях своих Т-55 ложные элементы. Характерные утолщения стволов походили на очертания английской 105-мм пушки, в изобилии имевшейся в индийских танковых войсках.
Но это было только началом. Т-55 воевали на заключительном этапе Вьетнамской войны, замораживали "Пражскую весну", пытались (тщетно) остановить американские «Абрамсы» в Ираке. Воюет «пятьдесятпятка» и сегодня, причем активно – например, в гражданских войнах Ливии и Сирии.
Обвешанный в целях маскировки среди ближневосточной застройки Т-55 запрещенного в России Исламского государства (bmpd.livejournal.com) |
Т-55 активно воюют и поныне. Например, в Ливии (iz.ru) |
Богатыми и развитыми большинство, конечно, не назовешь – Т-55 привлекает их своей простотой, сравнительной надежностью и дешевизной эксплуатации. Очень и очень неплохой результат для танка, разработанного на основе машины 40-х годов.