Новые мусоровозы для России: с кондиционерами и электроникой
Тренды на грузовом рынке такие же, как на легковом: тяжело! В прошлом году продавцы средне- и крупнотоннажных машин сумели нарастить продажи на 2,7%, однако за первые пять месяцев 2019‑го знак сменился на минус: падение на 5,1%.
MAN исключением не стал, и разброс у него больше: рост на 7,3% сменился сокращением продаж на 12%. При этом он всё равно обошел Mercedes-Benz и закрепился на третьем месте среди «большой семерки» (DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania и Volvo), доведя рыночную долю в этой группе до 18,6%. Впереди только парочка «шведов», с которыми другим иномаркам в России тягаться сложно.
Возможности роста
В десятке индивидуальных лидеров по продажам в апреле и мае значатся MAN TGX и MAN TGS. Хороший результат, если учесть, что четыре-пять мест в топе стабильно занимают более доступные машины отечественного автопрома. Хотя ситуация, бывает, меняется от месяца к месяцу.
Глава российского представительства Питер Андерссон посетовал на значительный складской запас магистральных тягачей с колесной формулой 4×2 и рассчитывает на рост продаж к концу года – хотя явных экономических предпосылок к этому нет.
Впрочем, одно перспективное направление наклевывается. Масштабная реформа системы вывоза бытовых отходов в России породила спрос на соответствующую технику. Доля мусоровозов среди всех проданных МАНов выросла с начала года на 132,9%. Раньше, кроме КАМАЗов, на вывозе мусора никто не работал. А нынче свежие иномарки встречаются не только в богатых мегаполисах. Так что, в отличие от обывателей, вынужденных платить больше за коммуналку, продавцы грузовиков новому закону рады. Для этой сферы MAN предлагает две новинки – трехосники с бункером на 22 и на 28 м³, с просторными кабинами серии TGS с кондиционером.
Всё под контролем
Среди прочих новинок, предлагаемых для России, – телематическая платформа MAN Pride. С июня ее устанавливают на все новые автомобили, бонусом – два года бесплатного обслуживания.
Набор сервисов чрезвычайно широк: от стандартного ассортимента контролируемых параметров машины и водителя до гибкой индивидуальной настройки оповещений, отчетности и приоритетов. Водители, конечно, не рады такой слежке, но для компании-перевозчика телематика – эффективный инструмент сокращения издержек. Кроме того, в России начинают контролировать, насколько добросовестно дальнобойщики соблюдают режим труда и отдыха. Телематика проследит и за этим. Тут уже недовольными окажутся владельцы грузовиков: им бы побольше ходок, невзирая на потенциальную опасность для движения.
MAN Pride нужно расценивать как вклад в повышение уровня безопасности на дорогах. Осталось только сломать прежние стереотипы. В России при нынешнем отношении многих водителей и владельцев грузовиков к телематическим сервисам вряд ли можно рассчитывать на их успех.
Система работает по всему миру, но российская версия создана на отечественной платформе, с учетом местной специфики. Можно сказать, что телематика стала одним из элементов локализации производства. Если у перевозчика в парке есть машины разных марок, MAN Pride можно «подружить» с ними, присоединив к их системе или, напротив, подключив их к мановской телематике – для этого должен быть открыт протокол передачи данных. Интересный факт: Scania вместе с МАНом входит в империю Volkswagen, но шведская телематика немецкую не принимает. В недалеком будущем, когда все автомобили окажутся интегрированы в единую сеть обмена данными, они обязательно станут общаться.
У телематики MAN Pride есть несколько преимуществ перед аналогичными системами от сторонних производителей: заводская гарантия, надежные комплектующие, грамотная интеграция системы в сложную конструкцию современного грузовика. И минус очевиден – MAN Pride дороже аналогов.
* * *
MAN, как и другие производители, ищет пути выживания в России. Мусоровозы – путь перспективный, а вот телематика пока выглядит как имиджевый проект.