Почему хотят запретить BlaBlaCar и ТуТу.ру — кому это выгодно?
*Карпу́линг (англ. car «автомобиль» + pool «объединение») – то же, что и райдше́ринг (англ. ride «поездка» + share «делиться»).
Удобная попутка
В России доступны десятки сетевых ресурсов, созданных для желающих доехать до нужной точки, с одной стороны, и взять попутчиков — с другой. Самый крупный – BlaBlaCar. Действует в 22 странах и насчитывает 70 млн пользователей, главным образом горожан. А в России пользователей почти 20 миллионов!
Карпулинг существует в виде перемещений по городу, пригородных и межрегиональных перевозок (самый востребованный вариант). Ежедневно им пользуются тысячи россиян: у нас большие расстояния, а общественный транспорт развит средне и при этом дорог. Масса направлений вовсе не охвачена общественным транспортом.
Карпулинг – не бизнес. При сложившихся расценках для водителя это просто способ «отбить» часть стоимости бензина.
Автомобилисты предоставляют сведения о предстоящей поездке (маршрут, дата, время, стоимость места), о себе и автомобиле. Попутчики выбирают водителя из списка, ориентируясь среди прочего на отзывы предыдущих попутчиков.
Возможность оставить отзывы отсеивает «плохих» водителей, ехать с которыми дискомфортно и даже страшно, преимущество получают хорошие. Не желая скверных отзывов, водитель старается ездить аккуратно и вести себя вежливо. Водители таким же образом «отбраковывают» неприятных пассажиров.
С точки зрения безопасности (движения и вообще) – точно не хуже, чем современное такси или маршрутки. Видимо, слишком благополучно всё это развивается, чтобы остаться без внимания властей. В июне Минтранс РФ предложил законопроект о регулировании совместных поездок на автомобиле.
Завинтить гайки
Попытки прижать BlaBlaCar начались два года назад. С тех пор уже несколько автобусных ассоциаций подали в суд на сервис. Надо сказать, BlaBlaCar подставился сам, предоставляя свою площадку для объявлений автобусных перевозчиков, не особо разбираясь, кто из них кто.
Но BlaBlaCar не единственное и не главное зло. Обвинения идут в адрес 229 онлайн-сервисов, включая популярные «Яндекс.Автобусы» и «Туту.ру». В конце июля Общероссийское объединение пассажиров (ООП) отправило в Госдуму письмо с предложением ограничить деятельность сайтов, позволяющих покупать билеты у нелегальных межрегиональных автоперевозчиков. ООП считает, что треть автобусных перевозчиков – нелегалы, использующие сайты-агрегаторы для поиска пассажиров.
Задача вроде бы чисто техническая и сводится к тому, чтобы из сетевых сервисов исключить автобусных нелегалов. Но очевидно, что только этим дело не ограничится.
Проект Минтранса предусматривает тотальное завинчивание гаек. От частника-перевозчика потребуется водительский стаж не менее двух лет. За рейс – не более пяти попутчиков. Не более двух рейсов в день. Блокировка аккаунта за коммерческие рейсы. И наконец, самое интересное: расчеты между водителем и попутчиком – только в безналичной форме через онлайн-сервис, а предельный размер платы за поездку определит… правительство.
Вероятно, придется платить не только комиссию и абонентскую плату агрегаторам, но и налоги. Так что попытку нейтрализовать BlaBlaCar и прочие аналоги засчитываем как успешную.
Но она вряд ли сработает. Попутный сервис может уйти на другие территории – например, в сообщества соцсетей. И нет закона, запрещающего возить попутчиков за копейки. Так что на странице агрегатора можно выставить заниженную цену, а реальная всплывет в ходе переговоров. Обе стороны хотят сэкономить на поездке и наверняка поймут друг друга.
Карпулинг действительно отнимает пассажиров у автобусников. Но простите, господа, это рынок. Зачем нам ездить дороже, если можно ездить дешевле? По всем прогнозам, мировой рынок карпулинга будет расти, а российский прибавляет по 20–30% в год. Попутная езда стала удобнее, дешевле и комфортнее, чем автобус. А возвращаться к выходу на обочину с протянутой рукой – теперь уже не хочется.
КАРПУЛИНГ В РОССИИ
Самые востребованные маршруты: Петербург – Москва, Москва – Нижний Новгород, Екатеринбург – Челябинск.
- Средняя протяженность поездки – 258 км.
- Большинство пользователей карпулинга – мужчины 25–35 лет.
- Во время поездки с попутчиками 22% водителей снижают привычную для себя крейсерскую скорость.
- Средняя заполняемость составляет 3,9 человека на карпулинговый автомобиль; в обычном режиме – 1,9 (данные BlaBlaCar).
СРАВНИМ ТАРИФЫ
Вид транспорта | Количество вариантов в день | Время в пути, ч | Стоимость проезда, ₽ |
Москва – Ржев (230 км) | |||
Поезд | 1–2 | 4 | 618 (сидячий); 1009 (плацкарт) |
Автобус | около 20 | 3–4 | 508–688 |
Автомобиль | 10–30 | 2,5–3,5 | 200–650 |
Воронеж – Тамбов (230 км) | |||
Поезд | 4 | 4,5 | от 1215 (плацкарт) |
Автобус | около 15 | 3,5–5 | 553–809 |
Автомобиль | 10–15 | 3 | 400–660 |