Грузовики на метане: много ли экономится? (спойлер – очень!)
Расходы на топливо съедают львиную долю бюджета перевозчиков. Даже при очень грамотной логистике и свежем парке затраты на горючку – не меньше трети дохода, а порой достигают и половины! Выходов два. Первый: снизить расход топлива – но здесь предел уже почти достигнут. Второй: использовать дешевое топливо. А что может быть доступнее природного газа?
Газовых двигателей для новой линейки грузовиков Scania на выбор два – пятицилиндровый (9,0 л, 340 л.с.) для младших кабин серий P и G и 13‑литровая рядная «шестерка» для серий G и R (до 410 л.с.). Моторы почти не уступают в крутящем моменте схожим по мощности дизелям, а для грузовой техники это крайне важно.
Метановые двигатели, как и обычные бензиновые, работают по циклу Отто со всеми вытекающими – искровым зажиганием и низкой степенью сжатия. Нормы токсичности – Евро‑6. И никакой мочевины не нужно. Все грузовики на СNG оснащаются роботизированной трансмиссией Opticruise.
Двигатель легче дизеля, но общая масса машины увеличилась на полтонны – баллонов для солидного запаса хода нужно немало.
Можно было бы поставить легкие композитные вместо стальных, но тут другие сложности. Поверка таких баллонов обязательна каждые шесть месяцев, а срок службы – 10 лет. У стальных жизненный цикл вдвое больше, а поверка проводится раз в пять лет.
Магистральная тишина
Передо мной – магистральные тягачи 4×2 и 6×4, мусоровоз, погрузчик с крюковым захватом.
Первым делом забираюсь в тягач R410 с 13‑литровым мотором. Пускаю двигатель – и поражаюсь тишине: никаких вибраций, нет шумового фона, столь характерного для дизелей. Газовый двигатель работает невероятно тихо, и в движении ситуация не меняется – только легкие завывания ветра в зеркалах да шуршание шин.
Тяга хороша: тягач невозмутимо тащит в шестипроцентный подъем большой полуприцеп. Мотор и правда везет не хуже дизеля.
От 9-литровой «пятерки» OC9 прыти уже не дождешься, да это и не нужно. Ее ставят на технику полегче. Я выбрал наиболее колоритную – ярко-синий мусоровоз P340. Это чуть ли не единственная Scania, которой не достался ретардер. Потому на спусках Дмитровского автополигона приходилось аккуратно работать тормозами, дабы не сжечь их к чертовой бабушке. Впрочем, ареал «мусоровозного» обитания – город, где ретардер вряд ли пригодится.
Сжатый бюджет
Стоило ли городить газовый огород? Экономия на каждый километр за счет дешевого топлива составляет от 6 до 9 рублей. При годовом пробеге, равном 200 000 км, газовая Scania поможет сохранить полтора миллиона рублей. А если в парке десять автомобилей?
Еще один козырь: расчетный ресурс газового двигателя до капремонта – 2 000 000 км. Потому что нет ударных «дизельных» нагрузок, серы в топливе и, как результат, отложений и нагара.
В чем подвох? В запасе хода. Газа при общем объеме баллонов 190 м³ хватает в среднем на 500 км. Для магистрального тягача – немного. А с метановыми заправками в нашей великой газовой державе пока очень туго.
Тем не менее парк метановых Сканий растет: компании идут на это ради многомиллионной экономии на топливе. Даже строят ГАЗС на собственных территориях: если в парке десять или более машин, это выгодная затея – может окупиться уже на третий год. А там, глядишь, и число метановых заправок в стране вырастет.