Задние мысли

ЗАДНИЕ МЫСЛИ

РЫНОК

/МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК

ЗАДНИЕ МЫСЛИ

КАК ОЗВУЧИТЬ ЗАДНЮЮ ЧАСТЬ САЛОНА?

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ

Командир! Мне на заднюю полочку парочку "шесть на девять" подбери, какие получше...

В самом деле, как же обойтись без задней акустики? Мы ведь с детства помним, как наши родители "музифицировали" новенькие "Жигули" - конечно же, все внимание уделялось задней полке! Спереди места нет, двери - тоненькие, а таких слов, как "проставка" или, того хуже, "подиум", тогда будто бы и не было... А задняя полка - вся из себя плоская и относительно широкая - так и видела себя акустической системой.

Говорят, динамики "шесть на девять" (имеются в виду их размеры в дюймах) были придуманы неким господином Питером Дженсоном еще в тридцатых годах прошлого столетия. Целью изобретения овального динамика вместо круглого была как раз экономия места: площадь диффузора остается большой, а впихнуть изделие на узкую полку значительно удобнее. Удобная компоновка, хорошие низы - что еще?

Современные "шесть на девять" выглядят эффектно - большие магниты, хромированные корпуса... При всем при том среди меломанов отношение к подобной акустике далеко не однозначное - истинные корифеи презрительно морщатся от одного только упоминания заднего расположения динамиков. Их кредо простое: звук бывает либо фронтальным, либо никаким! При идеальной установке аппаратуры так оно и есть, однако на практике, ограниченной реальным бюджетом, идеал редко достижим. А раз так, то "задние мысли" вполне имеют право на существование. Вот об этом и поговорим.

ПОЛНЫЙ НАЗАД!

Тем, кому хочется иметь звук и спереди, и сзади, нужно очень хорошо подумать, прежде чем тратить деньги. В том смысле, что уж если собрался их потратить, то постарайся извлечь из этого максимум выгоды.

Начнем "от печки" - вернее, от "шесть на девять". У нас - обыкновенная "музыка", без усилителя, и нам просто хочется, чтобы было "пониже", погромче и "покруче". Что ж - ради бога: приобретаем "Эм-бэ-куарт" или "Кенвуд": это примерно 110 долларов. Кстати, у "Кенвуда" есть эксклюзивные динамики "семь на десять", они могут потянуть сотни на полторы. Если кошелек позволяет, то можно взять и "Фокал", долларов эдак за 180 - это будет просто шикарно. Если же финансовая ситуация обыкновенная, то можно довольствоваться "Джей-ви-си" или "Пионером" - это стоит долларов 60-70. Можно также обратить внимание на не столь именитые изделия за 40-50 условных единиц. Кстати, нам нужны динамики free air - дословно переводится как "открытый воздух". На деле это означает, что для раскрытия своих способностей им не нужен специально подобранный корпус. Почти все динамики "шесть на девять" именно такими и являются, но на всякий случай уточните у продавца, дескать, это "фриэйрные" или нет? Он вас сразу зауважает.

Купили? Прекрасно - ставить динамики мы уже умеем! Напоминаем - крепим их к кузову мощно, стационарно - через проставки и кольца, как на дверях! На седанах это проще: задняя полка там - силовой элемент, жестко связанный с кузовом. Кстати, не забывайте, что динамики частенько воруют, поэтому лучше расположить их скрытно. В той же "классике" нужно прорезать в полке дырки - при этом разнести их как можно шире - для стереобазы, но не приближаться к краям ближе чем на 10 см. Динамик прикручиваем под полкой снизу, а легкую филенку кладем сверху. Прилагаемые к динамикам сетки можно выпрямить деревянным молоточком и посадить сверху на термоклей или как кому удобно. А сверху - акустическая ткань: красиво, очень прочно и... ничего не видно. Звук будет достойный: динамики работают на объем багажника (тот самый free air). Чем лучше багажник изолирован при этом от салона и чем меньше в нем посторонних предметов, тем лучше.

Владельцам хэтчбеков и универсалов сложнее - возни больше. Да и звучать там все это хозяйство будет похуже, поскольку багажник не отделен от салона. В той же "Самаре" филенку обязательно надо усилить фанерой - она даже от собственной тяжести прогибается, а с тяжелыми динамиками ей и подавно не совладать. Можно изготовить или просто купить новую "музыкальную" полку - на рынках их полно. Кстати, в ряде случаев необходимо усилить пластиковые боковины, на которые она ложится. И, кстати, не забудьте приладить с краю отдельный разъемчик на четыре контакта - он вам очень пригодится, когда полку нужно будет снять для загрузки багажника "под потолок"...

Что еще? Шумоизолировать и проклеить весь пластик, проложить вместо штатных провода большего сечения. Только вот...

Только вот, как бы это помягче сказать, - для людей, придирчивых к качеству звука, есть альтернативный вариант...

КТО ПРОСИЛ ДВАДЦАТЬ ГЕРЦ?

Нет, если уж очень хочется, то ради бога - покупайте и "шесть на девять", и "семь на десять"... Но есть мнение, что те же деньги любителям мощного баса лучше потратить несколько иначе и вместо упомянутых динамиков купить... усилитель! Ей-богу, если не перегибать палку, то можно взять недорогое изделие долларов за 80-90 - даже отечественное. А к усилителю подкупить такую замечательную штуку, как сабвуфер - долларов за 50. И, пожертвовав пару каналов усилителя на этот самый сабвуфер, останется просто почувствовать разницу!

Cабвуфер с усилителем способен выдать вам реальные 20 герц - никакие "шесть на девять" этого не умеют. Поэтому, на наш взгляд, в ряде случаев этот вариант гораздо предпочтительнее. Если же покупка усилителя и сабвуфера вашими финансами не предусмотрена, а готовенькие динамики "шесть на девять" уже, скажем так, приватизированы - тогда, конечно, есть резон уделить им внимание.

Впрочем, всегда имеет смысл ставить перед собой максимальные задачи...

Подпишитесь на «За рулем» в