Вездеход «Бурлак»: лучшая машина для снежных пустынь

В «Бурлаке» тепло. В кухонном отсеке закипает чайник. А за окном проплывает замерзшая и брошенная на обочинах техника. Еще одни не доехали...

Чем дальше на северо-восток России, тем реже встречаются населенные пункты. Между ними тысячи километров снежной пустыни. Большую часть года некоторые из них недоступны для наземного транспорта. Добраться можно только вертолетом, и то в редкую благоприятную погоду. «Бурлак» преодолел огромный путь в 6000 км из Нового Уренгоя в Анадырь за 29 дней. Местные водители немели, когда слышали, что перед ними серийные машины без дополнительной подготовки.

Предыстория

Первый «Бурлак» построили в начале 2016 года. В марте его протестировали на Приполярном Урале и в Северном Ледовитом океане. Автомобиль прошел из Ивделя и обратно 2800 км за 16 дней: забрался на гору Народную, наивысшую точку Уральского хребта, преодолел снежную целину и торосы, плавал в открытой воде Байдарацкой губы, выдержав все испытания без серьезных поломок.

«Бурлак» первого поколения.

Практический интерес к «Бурлаку» создатели увидели еще во время тестирования. На обратном пути на зимнике у Воркуты встретились автопутешественники из Латвии, которым вездеход так понравился, что они вскоре его выкупили для своих экспедиций. А позже на международной выставке автоиндустрии «Auto 2019» в Риге первый «Бурлак» стал главным экспонатом. Он и сейчас готов к экстремальным путешествиям.

На первом «Бурлаке» латышские путешественники смогли добраться до острова Белый в Карском море.

«Нужен был вездеход, пригодный для круглогодичной работы в условиях Крайнего Севера, способный автономно на дальние расстояния и по любой поверхности перевозить группу до 15 человек и все необходимые припасы. Поэтому и возникла идея создать большой экспедиционный автомобиль.
Главная фишка «Бурлака» — мощные бортовые редукторы, которые разгрузили трансмиссию в 4 раза. Они такие же, как на БТР, только в нашем исполнении, потому что оригинальные слишком тяжелые.
Такая машина должна быть простой и надежной, как автомат Калашникова. В Арктике случается всякое. «Бурлака» можно легко отремонтировать вдали от населенных пунктов и без глубоких технических познаний. Запасные уникальные детали и узлы входят в базовую комплектацию, а все остальное можно достать в любом городе. Даже на окраинах Севера. В экстренной ситуации вездеход не только сохранит жизнь членам экипажа, но и позволит ожидать помощи в максимально комфортных условиях. В машине есть все необходимое. Сел и поехал».

Платформа 2.0

Второе должно было улучшить сцепление с берегом, когда автомобиль выбирается из воды. Этого удалось достичь за счет переноса двигателя из кормы в переднюю часть вездехода и переделки трансмиссии.

В итоге «Бурлак» стал легче на полтонны, экономичнее и мощнее.

Весной 2017 года провели испытания второго поколения машины по тому же маршруту. Вердикт: теперь конструкция правильная.

«Бурлак» оснащен двигателем Cummins 2.8 ISF, который работает в паре с усиленной механической коробкой передач от ГАЗели. Подвеска своя, но собирается из стандартных деталей. Это независимая двухрычажная пружинная подвеска: шаровое соединение отрабатывает момент скручивания, а подшипниковый узел крепления, выполняющий роль сайлентблоков, обеспечивает эксплуатационную надежность. В итоге получили и достойную плавность хода, и тихую работу.

Раздаточная коробка модифицированная трехвальная с использованием компонентов двух раздаток ГАЗ-66 (понижение 1/2). Корпус оригинальный. Межколесные редукторы с электроблокировками использованы от ГАЗели (понижение 4,2) и закреплены на четырех сайлентблоках. Корпусы у них тоже оригинальные. Карданные валы изготовлены на заводе в Арзамасе по индивидуальному заказу, с использованием комплектующих ГАЗа-66 и ГАЗели.

Вездеход «Бурлак»: лучшая машина для снежных пустыньСерийный «Бурлак» оснащен двигателем Cummins 2.8 ISF (мощностью 149 л.с.), который адаптирован под условия работы на спецтехнике (максимальный крутящий момент 360 Н*м уже при 1800 об/мин).
Серийный «Бурлак» оснащен двигателем Cummins 2.8 ISF (мощностью 149 л.с.), который адаптирован под условия работы на спецтехнике (максимальный крутящий момент 360 Н*м уже при 1800 об/мин).

Вездеход «Бурлак»: лучшая машина для снежных пустыньУправление трансмиссией вынесено на центральную консоль. Здесь же расположен блок предохранителей, управление отопителями салона и компрессором для подкачки шин.
Управление трансмиссией вынесено на центральную консоль. Здесь же расположен блок предохранителей, управление отопителями салона и компрессором для подкачки шин.

Вездеход «Бурлак»: лучшая машина для снежных пустыньБортовые редукторы сконструированы по схеме колесного редуктора БТР-60. Редуктор состоит из плиты, которая крепится через рычаги к корпусу вездехода. На оси этой плиты вращается ступица, к которой крепится фланец колесного диска. От межколесного редуктора момент передается через карданный вал к фланцу ведущего зубчатого колеса, ведущее зубчатое колесо передает момент с понижением в 3,8 раза на ведомое зубчатое колесо.
Бортовые редукторы сконструированы по схеме колесного редуктора БТР-60. Редуктор состоит из плиты, которая крепится через рычаги к корпусу вездехода. На оси этой плиты вращается ступица, к которой крепится фланец колесного диска. От межколесного редуктора момент передается через карданный вал к фланцу ведущего зубчатого колеса, ведущее зубчатое колесо передает момент с понижением в 3,8 раза на ведомое зубчатое колесо.

Вездеход «Бурлак»: лучшая машина для снежных пустынь1 - КПП ГАЗель в сборе с картером сцепления; 2 - КОМ (коробка отбора мощности) в сборе с гидронасосом; 3 - Мост Бурлак (ГАЗель) в сборе передний; 4 - Мост Бурлак (ГАЗель) в сборе с ручным тормозом; 5 - Мост в сборе (Б-03.000); 6 - РК (раздаточная коробка) Бурлак в сборе Б-01.000; 7 - Карданный вал от КОМ к задним мостам; 8 - Карданный вал от КПП к РК; 9 - Карданный вал от РК к переднему мосту; 10 - Карданный вал привода КР; 11 - Карданный вал от РК к КОМ; 12 - КР (колесный редуктор) Б в сборе задних колес; 13 - КР Б в сборе левый передний; 14 - КР Б в сборе правый передний.
1 - КПП ГАЗель в сборе с картером сцепления; 2 - КОМ (коробка отбора мощности) в сборе с гидронасосом; 3 - Мост Бурлак (ГАЗель) в сборе передний; 4 - Мост Бурлак (ГАЗель) в сборе с ручным тормозом; 5 - Мост в сборе (Б-03.000); 6 - РК (раздаточная коробка) Бурлак в сборе Б-01.000; 7 - Карданный вал от КОМ к задним мостам; 8 - Карданный вал от КПП к РК; 9 - Карданный вал от РК к переднему мосту; 10 - Карданный вал привода КР; 11 - Карданный вал от РК к КОМ; 12 - КР (колесный редуктор) Б в сборе задних колес; 13 - КР Б в сборе левый передний; 14 - КР Б в сборе правый передний.

Передвигаются «Бурлаки» на многослойных шинах низкого давления собственной разработки. При снижении давления шины складываются не только в плоскость, но и заламываются в так называемую косичку, выполняя роль гусеницы. Это помогает снегоболотоходу не зарываться, двигаться вперед по рыхлому снегу и слабонесущим грунтам. Суммарное водоизмещение колес составляет 7,2 тонны, а при установке дополнительных поплавков в колесные диски увеличивается до 8,8 тонны. Вес каждого колеса — около 120 кг. Но снять и поставить его может один человек. Это делается с помощью простых приспособлений, которые предусмотрены в комплекте. Тормоза двухконтурные от ВАЗ-2112, расположены внутри лодки на средней и задней осях.

Для управления давлением в колесах предусмотрен специальный пульт (на фото слева). А еще машину можно доукомплектовать системой автоматического гребного винта для увеличения скорости движения по открытой воде.

Кому нужны «Бурлаки»?

Первые заказы на «Бурлаки» поступили с Чукотки. Строителям нужен был экспедиционник для перевозки бригад. Торгово-промышленная компания попросила грузовые машины. Возить стали больше и дешевле, экономика предприятия улучшилась, но задача была не только в этом. Хорошие водители в тех краях на вес золота, а они отказывались работать в нечеловеческих условиях на гусеничных вездеходах. Сейчас на «Бурлаках» они ездят в белых рубашках и берут в рейсы жен, которые в машине на кухне готовят им домашнюю еду.

Экспедиционная модификация в базовой комплектации оснащается кухней с газовыми горелками и вытяжкой, снегоплавильней для получения питьевой горячей воды, можно еще установить душ, баню и другие опции.

Флагманский экспедиционный «Бурлак» вмещает до 15 посадочных мест, часть из которых трансформируется в восемь спальных. Грузопассажирская модификация «Бурлака» рассчитана на шесть посадочных мест, которые могут быть трансформированы для ночлега и отдыха в четыре спальных места.

Весной 2019 года был создан «Бурлак» с колесной формулой 4х4. Он на тонну легче и на метр короче шестиколесной модели. За счет этого автомобиль отлично маневрирует в тайге и лесотундре. Новая модель предназначена для перевозки малых групп людей и до тонны груза. Она подходит не только для производственных нужд организаций, но и для лесных и охотничьих хозяйств, поисково-спасательной службы, активного отдыха.

По твердому грунту «Бурлак» 6х6 везет две тонны груза и девять пассажиров, по слабонесущему грунту и воде — тонну груза и пять пассажиров. Топливные баки суммарным объемом 720 литров обеспечивают запас хода до 2500 км. Максимальная скорость: до 80 км/ч по суше, 3 км/ч по воде без винта (с винтом вдвое быстрее).

Где рождаются «Бурлаки»?

После завершения сборки вездеход выкатывают во внутренний двор, где на ровной бетонной площадке он проходит обязательную предварительную обкатку. Перед установкой колесных дисков на закрепленной неподвижно машине ее двигатель и все механизмы трансмиссии проходят не менее 5 моточасов. Так проверяется наличие протечек масел через сальники трансмиссии, происходит притирка подшипников, узлов и механизмов на малых оборотах двигателя без нагрузки, устраняются люфты. Только после этого «Бурлаки» «обувают» и проверяют в полевых условиях. Гарантия на «Бурлаки» составляет 525 моточасов, что, по заявлению производителя, больше, чем у любого другого российского вездехода.


Главный вопрос: цена. В зависимости от модификации и допоборудования она колеблется в диапазоне 7-9 млн рублей:

  • «Бурлак 4х4» - 7 млн руб.
  • Промышленный «Бурлак 6х6» с открытой грузовой площадкой для установки различного оборудования - 8 млн руб.
  • Грузопассажирский «Бурлак 6х6» - 8,2 млн руб.
  • Экспедиционный «Бурлак 6х6» - 9 млн руб.

Технические характеристики

Модель

«Бурлак» 6х6

«Бурлак» 4х4

Колесная формула

6х6

4х4

Снаряженная масса

4 т

3,2 т

Масса при полной загрузке

7 т

4,7 т

Максимальная скорость на твердом грунте

До 80 км/ч

Скорость движения на воде

3 км/ч, с винтом — 6 км/ч

Длина

7380 мм

6650 мм

Ширина

2900 мм

Высота

3200 мм

Наружный диаметр колес

1750 мм

Ширина колес

750 мм

Количество пассажирских мест

До 15

До 13

Количество спальных мест

Экспедиционная версия — 8 (при спецзаказе — до 12), грузовая и промышленная — 4

4 (+4 при докомплектации)

Объем топливных баков

Основой 80 л + 4 шт. объемом по 160 л

Запас хода

До 2500 км

Двигатель

Cummins 2,8 ISF

Мощность двигателя

150 л.с.

Макс. Крутящий момент

360 Нм при 1800 об/мин.

Объем двигателя

2800 куб. см

Коробка передач

Механическая, пятиступенчатая

Подвеска

Независимая, двухрычажная, пружинная. Ход подвески — 200 мм

Суммарное водоизмещение колес

8800 кг

6200 кг

Дорожный просвет

700-750 мм

Подпишитесь на «За рулем» в