Ставка на оригинальность
РЫНОК
/ВЫБИРАЕМ АВТОМОБИЛЬ
СТАВКА НА ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
К вазовскому семейству "Самара-2" отношение покупателей неоднозначное. Одни недовольны более высокой ценой - вот и прозвище дали: "зубило в бриллиантах", другие, напротив, рады модернизированной "Самаре". А правда, чего больше - объективных преимуществ у машины или эмоций у нас с вами?
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ
ТОВАР ЛИЦОМ
Дебютом семейства стало появление VAZ 2115 (модернизированный VAZ 21099/">VAZ 21099). Выпускать его начали в 2000 году. Годом позже появилась "14-я", о которой пойдет речь. От обычной "девятки" ее отличают обновленная передняя часть с оригинальными фарами, капотом и крыльями, бамперы, окрашенные в цвет кузова, спойлер с дополнительным стоп-сигналом на пятой двери, а также молдинги вдоль бортов и накладки на порогах.
Внутри тоже есть отличия. Самое заметное - передняя панель (иногда ее называют "европанелью"). Весьма важное изменение с точки зрения эргономики - регулируемая рулевая колонка от "десятки". Менее принципиальные - новая комбинация приборов, другие обивки дверей, подогрев сидений и электрические стеклоподъемники.
По цене автомобиль занимает промежуточное положение между "девяткой" и "десяткой" - чуть меньше $5400. Это примерно на $650 дороже первой и на $250 дешевле второй. Правда, для полноты картины стоит сравнить также стоимость обслуживания и некоторых деталей - тогда "десятка" уйдет в отрыв.
VAZ 2114 постепенно перекочевывает из опытно-промышленного производства (ОПП) на главный конвейер ВАЗа. До конца этого года только с него должно сойти около 5 тысяч машин - при том, что продолжается их сборка и в ОПП. А раскрутка конвейера почти всегда ведет к снижению цены как на автомобиль, так и на его комплектующие. Кстати, с 2000 года, когда
"15-е" семейство только родилось на свет, стоимость оригинальных кузовных деталей снизилась весьма существенно - правда, до уровня "девяток" пока не дошла...
Выбирать автомобиль можно, пользуясь разными мерками. Если его цена - это максимум того, что вы сумеете накопить и занять, VAZ 2114 будет не самым рациональным приобретением. Ведь обычное "зубило" дешевле, а по сути уступает "15-й" немногим. А вот если в разговоре прозвучало "нравится" или "надоело" (последнее - в отношении 21093), прицениться "к 14-й" стоит. Наконец, многие, имея деньги на "десятку", не хотят покупать ее по принципиальным соображениям (основания для этого есть). Тогда и выбирать особенно не из чего - подержанная иномарка либо один из автомобилей
"15-го" семейства, какой больше нравится. Нам, например, для теста захотелось взять пятидверный хэтчбек - как более практичный и последний по времени появления.
ЧТО ВНУТРИ?
Долго рассуждать о размерах салона и багажника нет смысла: "девятка" - она и есть "девятка". Спереди места хватает, но простор прямо-таки тает по мере продвижения к корме. На задних сиденьях тесновато, крайние упираются головой в потолок. А если впереди человек ростом выше среднего, то и коленям век свободы не видать. Багажник по сравнению с "десяткой" или "жигулями" довольно скромный. Выручает, правда, конструкция кузова - большой телевизор или маленький холодильник в хэтчбеке все-таки везти удобнее.
Сильнее всего отличия машины от "родителей" заметны на водительском месте. Регулируемая (к тому же более короткая) рулевая колонка подправила посадку. На обычной "Самаре" или руль упирается в грудь, или водитель привыкает к езде лежа. Выгодно отличается от обычной высокой и новая панель: здесь руль не перекрывает половину приборов. Комбинация оригинальная - похожа на "десятую", только с двумя жидкокристаллическими дисплеями. Аварийная информация вынесена в центральную часть панели - здесь разместилась горизонтальная линейка пиктограмм. В штатном режиме, когда ничего не горит, она выглядит широкой темной полосой.
Еще один плюс машин с европанелью - нормальная вентиляция салона (у высокой есть проблемы с подачей воздуха, особенно горячего, в боковые дефлекторы).
В заводской комплектации VAZ 2114 подразумеваются такие полезные вещи, как подогрев сидений и электрические стеклоподъемники. Увы, и то, и другое выполнено из ряда вон плохо. Провода от подогрева большим мотком вылезают под ноги задним пассажирам, а стеклоподъемники примечательны в основном скрипом. Не секрет: куда надежнее поднимать-опускать стекла нормальным - реечным приводом, а не тросовым, как здесь. Неужели об этом не знают в Тольятти?..
Труднее бороться с теми недостатками, что перешли машине по наследству. Не слишком удобные сиденья; треугольные накладки на внутренней стороне дверей (возле ручек управления зеркалами) очень скоро отваливаются и гремят на ходу (приклеить их навсегда не удается). На нашей машине (с пробегом 10 км) эта вредная "пластмаска" на водительской двери уже болталась...
ИНТЕРЕСНАЯ ДЕТАЛЬ
Маленькие накладки на дверях - одна из фирменных болезней "девятого", а теперь и "пятнадцатого" семейства (см. также фото внизу).
Подогрев передних сидений - штука, безусловно, хорошая, но не так же ее делать.
Ключ и замок новые.
В моторном отсеке заметных изменений не произошло.
Таких пиктограмм у обычной "девятки" нет.
КАК ЕДЕТ?
Замена крыльев и приборной панели, само собой, на управляемости не сказалась: в этом "четырнадцатая" принципиально от "девятки" не отличается. Довольно жесткое рулевое управление делает руль чувствительным. Водитель ощущает на руках все, что проезжают колеса, а машина, в свою очередь, готова обозначить свою реакцию на малейшее его действие. С ростом скорости, как и положено, появляется небольшая валкость, обусловленная относительно большим ходом подвески и комфортной настройкой амортизаторов.
Если установить на место штатных амортизаторов более "спортивные", реакции машины станут заметно быстрее, но она может превратиться в настоящий костотряс, вдобавок став более требовательной к подбору шин.
Удается заметно повлиять на управляемость регулировкой углов установки колес, варьируя их в отведенных заводом рамках (подробнее см. тест "Мистер кастер" в этом номере ЗР).
А стоит ли вообще что-нибудь делать с автомобилем? Если ваши амбиции умеренны, тратить на его самостоятельную доводку кучу денег сразу после покупки нецелесообразно. Да и заходить в этом слишком далеко вряд ли стоит - кто даст гарантию, что ваш вариант превзойдет заводской? Разумнее постепенно, по мере выхода из строя стандартных деталей заменять их другими.
Кстати, выбирая шины, колеса и тормозные диски, помните, что "зубило", даже если оно "в бриллиантах", весьма чувствительно к качеству всего, что вращается вместе с передними колесами - в том числе из-за жесткости рулевого управления. Небольшие отклонения от нормы в любом элементе цепочки тотчас обернутся биением на руле, которое будет особенно чувствоваться на скорости 100-110 км/ч и при торможениях.
Для тех, кто мало знаком с разными отечественными автомобилями и особенностями их поведения на дороге, - еще пару слов. На фоне вазовской же "классики" переднеприводные машины едут почти безукоризненно: слушаются руля, не рыскают по дороге - одним словом, небо и земля. Поэтому человек, поездивший на "Самаре", как правило, уже не купит "Жигули". А вот от "десятки" сегодняшний объект интереса отличается управляемостью уже не столь радикально - по крайней мере, для обывателя. Последняя едет помягче, позволяет чуть расслабляться за рулем, хотя заставить ее ехать по-спортивному точно куда сложнее. "Десятка" тише на ходу, просторнее, имеет лучшую аэродинамику, но... Плохого про нее наговорят больше, чем про любой другой отечественный автомобиль, по крайней мере, из произведенных в Тольятти (многое тянется за "сто десятой" до сих пор). Но даже если все это забыть, нельзя скидывать со счетов более высокую стоимость некоторых кузовных деталей и сложность ремонта, вызванную конструктивными особенностями. В общем, позиции "четырнадцатой" на фоне "десятки" достаточно сильны, даже с учетом небольшой разницы в начальной стоимости.
ПОЗНАЕМ В СРАВНЕНИИ
Так с чем же все-таки сравнивать "четырнадцатую": с "девяткой", "десяткой" или недорогими иномарками?
Ответ зависит от очень многих обстоятельств, даже от того, где вы живете. Скажем, во Владивостоке людям рассказывать о преимуществах одной российской машины в сравнении с другой бесполезно.
В Тольятти, напротив, найти "праворукую" машину трудно, а вот "десятки" в почете. Вон он, завод - бездонная бочка дешевых запчастей, да и мастеров, готовых перебрать машину до последнего винтика, в городе и окрестностях хоть отбавляй.
А как обстоят дела в вашем городе (селе, поселке)? Если запчасти одинаково легко (или сложно) раздобыть для любой из названных машин и есть запас денег, из списка претендентов можно исключить обычную "девятку". Если вы неопытны и мечтаете о первом в жизни автомобиле - напротив, лучше не "западать" на "десятки" и потрепанные иномарки. Первые проигрывают "зубилам" в простоте и ремонтопригодности, вторые - требуют некоторого опыта при покупке и эксплуатации. Плохие дороги? Примите к сведению, что "десятки" от них страдают больше. Частые пробеги через всю страну? Наоборот, обратите внимание на лучшую аэродинамику вазовского флагмана и меньшие расходы топлива.
В общем, наш совет неоригинален: крепко подумать, прежде чем принять решение.
АВТОМОБИЛЬ ПРЕДОСТАВЛЕН ФИРМОЙ "ЛАДА-ФАВОРИТ". ИНФОРМАЦИЯ О ПРОДАЖЕ - В РАЗДЕЛЕ "ЦЕНЫ ДИЛЕРОВ".