Принц-лягушка: такой Шкоды вы не видели!
Princezna a žabák
Забавная лягушка, изображенная на стойках кýзова и сиденьях, смотрится еще более вызывающе, чем ярко-желтые элементы в салоне. Надо обладать некой смелостью, чтобы сравнить свой же автомобиль с лягушкой. Тем паче что по-чешски она – «жаба» (žabá). А сей автомобиль ведь еще и «жабак» (žabák) – то есть представитель мужского пола! Ну а слово princezna переводить не требуется.
Не забыли нашу сказку про лягушку, которая обернулась царевной? В сборнике братьев Гримм, а от них и в чешском фольклоре всё наоборот: принцесса – девушка. А лягушка – мужского пола (то есть как раз «жабак»), вот он-то и превращается в прекрасного принца. Именно этот принцип и взяли за основу в середине 1990‑х создатели забавного пикапа Skoda Felicia Fun.
История появления этой версии хорошо знакомой в нашей стране Фелиции вполне вписывается в бурное время начала 1990‑х. Варшавский блок и социалистический лагерь уже перестали существовать, а стрáны, в них входившие, старались как можно быстрее интегрироваться в иной, западный мир.
Завод Skoda уже стал собственностью концерна Volkswagen, руководство которого вознамерилось вывести чешскую марку на совершенно новый уровень. Однако действовали немцы, как водится, расчетливо и не торопясь. На конвейере еще стояла последняя социалистическая и первая в истории марки переднеприводная модель Skoda Favorit, дебютировавшая в 1987 году. В нее лишь постепенно вносили усовершенствования. Но в 1993‑м на автосалоне во Франкфурте показали яркий пляжный пикап с увеличенным дорожным просветом и гипертрофированными дугами безопасности. Разумеется, в кузове такой машины предполагалась не картошка и не цемент, а велосипед, скутер или доска для сёрфинга.
Машина была всего лишь выставочным шоу-стоппером. У таких задерживаются, рассматривают, улыбаются и, отойдя, тут же их забывают. Никто и не предполагал, что нечто подобное встанет на конвейер. Встало! Правда, лишь в 1996 году и на базе уже модели Felicia, которую начали выпускать с 1994 года.
Принцип принца
Помните, какой у вас двадцать лет назад был компьютер? А телефон? Вот и Felicia ни динамикой, ни комфортом сегодня не впечатляет, а ведь в конце 1990‑х об этой машине – очень сильном конкуренте Самары ВАЗ‑21093 – у нас мечтали многие. По нынешним меркам салон, конечно, простенький. Но яркие, словно настойчивые утренние солнечные лучи, пробивающиеся даже через самые плотные тучи, желтые детали салона требовательно напоминают: это не просто Felicia, это замаскированный под лягушку принц.
Легкая машина с 75‑сильным мотором объемом 1,6 литра (по нынешним временам – уже забавное соотношение) набирает скорость не слишком стремительно. А хочется хочется ехать задиристо!
Надо смелее крутить моторчик, смиряясь с его рыком. Впрочем, рык этот не так уж раздражает, – а рулится коротенький пикап очень неплохо.
Но ездить на нем не более интересно, чем… играть. Почти детский азарт вызывает процесс превращения лягушки в принца – и обратно. Пластиковый колпак над кузовом не был предусмотрен, такие надстройки стали делать позднее сторонние фирмы. Чтобы снять колпак, нужно отвернуть несколько винтов и гаек-барашков – и пригласить помощника: одному не справиться.
Проникаю в кузов и после нехитрых манипуляций убираю заднюю стенку кабины, раскладываю «диванчик» и превращаю Фелицию в пятиместное ландо. Задние пассажиры оказываются на свежем воздухе, как в кабриолете. Но ведь эта машина и придумана для тех, кто предпочитает кондиционеру ветер в лицо.
Нынче всю эту механику оснастили бы электроприводами. Машина поправилась бы на центнер и стала бы заметно дороже. Но в самостоятельном раскладывании-складывании всей этой «музыки» есть свой плюс. Ведь эта машина – для молодых, сильных и энергичных. А кто нынче не хочет соответствовать этому образу? Ну хоть в чем-то.
Опционный пластиковый «колпак» превращает пикап в пятиместный универсал, поскольку отодвинутая задняя стенка и разложенный «диван» высокой надстройке не помеха.
Редкий вид
Конечно, никто не рассчитывал на массовый спрос. Этот автомобиль, олицетворяющий новую жизнь и новые амбиции марки, задумали всего лишь как продукт, который должен был привлечь к ней дополнительное внимание. Версию Felicia Fun предназначали в основном для экспорта, в первую очередь в страны Южной Европы. При этом, кстати, чуть ли не четверть из почти четырех тысяч выпущенных автомобилей нашли покупателей совсем не на жарком юге, а в Великобритании. Британцы ведь знают толк во всякой автомобильной экзотике. Именно с одной из «британских» машин я и познакомился в Брно; их привозят в Чехию поклонники марки – пикапы уже числятся коллекционными.
Два с лишним десятилетия, прошедшие с момента рождения этого пикапа, сильно и причудливо изменили мир, в том числе автомобильный. По меркам сегодняшнего дня у лягушонка-принца невелика мощность, невысока скорость, не впечатляет комфорт, а дизайн немодный. Но главное осталось и даже стало заметнее – самобытный и яркий характер. Такие машины с годами будут лишь желаннее и дороже. Кстати, ведь и старые сказки сегодня читают. По крайней мере, я хотел бы так думать.
То ли буйвол, то ли бык, то ли тур
Мода на автомобили-трансформеры корнями уходит в 1920‑е годы, когда для одного шасси предлагали разные кузовá, и вновь распространилась в начале 2000‑х – уже после дебюта чешского пикапа. Именно тогда появилось несколько подобных (в том числе серийных) моделей. Правда, не слишком успешных.
Citroen C3 Pluriel, 2003–2010 гг. Купе после несложных манипуляций превращается в кабриолет или небольшой пикап. | Chevrolet SSR, 2003–2006 гг. Родстер с жесткой крышей с электроприводом и огромным багажником можно считать и очень быстрым пикапом. | АПАЛ‑2154 Сталкер на вазовских узлах представили в 2003 году. Доступ в багажник открывает поднимающаяся вместе с боковинами задняя часть крыши. Демонтировав этот «колпак», автомобиль можно превратить в ландо – даже с мягким верхом. Серийное производство, правда, не начали. |
Чешская забава
Модификацию Skoda Felicia по имени Fun выпускали с 1996 года. Трансформируемые пикапы оснащали, в основном, бензиновым двигателем 1.6 мощностью 75 л.с. На часть машин ставили дизель 1.9 (64 л.с.) либо слабенький 1,3‑литровый 69‑сильный мотор. Все двигатели работали с механической 5-ступенчатой коробкой передач. Заводские автомобили были только желтыми. Иные цвета – результат работы тюнинговых фирм или частных владельцев. До 2000 года изготовили 3992 экземпляра.
- Ретротест Шкоды Октавии Суперб — ровесницы Москвича-407 — читайте по этой ссылке.
- В компактных автомобилях всегда не хватает места. Багаж можно разместить в закрытый герметичный автобокс. Широкий ассортимент автобоксов представлен в магазине «За рулем», расположенном на 91-м км МКАДа. Кстати, там же можно взять автобокс в прокат.
Фото: Сергей Шерстенников