2/3 никуда не годятся! Экспертиза 12 комплектов пусковых проводов
Пусковые провода нужны понятно для чего – чтобы пустить мотор от чужой аккумуляторной батареи, если ваша вдруг померла. Берут два провода с зажимами-«крокодилами» на концах и подают питание от батареи-донора к севшему аккумулятору. Проще некуда. Но это лишь на первый взгляд.
Величина пускового тока даже в скромной микролитражке измеряется сотнями ампер. И чем холоднее на улице, тем больший требуется ток. Если бы напряжение на борту составляло 220, а не 12 В, то пусковой ток при той же мощности был бы раз в двадцать меньше, а проводá – во столько же раз тоньше. Но при питании 12 В проводам необходимо быть очень толстыми: чем больше сечение, тем ниже сопротивление. Иначе энергия до стартера не дойдет, полностью рассеявшись на проводах. Поэтому их сопротивление должно быть гораздо ниже, чем у пусковой цепи стартера, то есть не больше сотых долей ома. Но как раз это их изготовители и не могут обеспечить! За все годы испытаний работоспособный комплект проводов — заметьте, отечественный! — нам попался лишь однажды (если интересно, тест «Калуга дает прикурить» можно почитать тут. — Прим. ред.). Да и тот, по нашим сведениям, теперь можно приобрести лишь под заказ.
Проверим: вдруг ситуация изменилась в лучшую сторону? Мы купили дюжину комплектов по цене от 520 до 2950 рублей. Заявленные токи, которые они должны держать, – от 400 до 1000 А.
Что и как проверяли
Первым делом проверили качество заделки и конструкцию зажимов‑«крокодилов». У хороших проводов токоподвод должен быть обеспечен к обеим «крокодильим челюстям»: это уменьшает переходное сопротивление и снижает потери. Особое внимание – завальцовке проводов: прижимать надо токонесущие жилы, а не пластиковую изоляцию, которая тут же сгорит.
Затем оценили работоспособность и измерили падение напряжения на проводе при едином токе 220 А – это средний ток, которого на практике обычно хватает для пуска мотора. Да и опыт прошлых лет подтверждает, что ждать хороших результатов при более высоких токах бессмысленно.
Что до падения напряжения, то по нормативам при токе 1000 А оно не должно превышать 2,0 В. Значит, в нашем случае можно ориентироваться примерно на 0,45 В.
Результаты испытаний, к сожалению, не удивили. Лучшие электрические параметры показали дорогущие провода Airline SA‑1000-06E: падение напряжения на каждом проводе составило 0,75 В. На общем фоне результат, конечно, хороший: например, у комплектов В‑500 и «Полярник» потери на каждом проводе составили 4,9–5,0 В! И это при довольно скромном токе 220 А.
Поскольку необходимость «прикурить» чаще всего возникает в мороз, то и пусковые провода просто обязаны быть холодоустойчивыми. Однако после 12‑часовой выдержки в морозильной камере при –30 °C стало ясно, что и с этим есть проблемы. Пластмассовая изоляция для таких условий не годится: каменеет, трещит и даже ломается. Надумаете что-то покупать – ищите только резиновую!
В тестовой компании проводов выбирать не из чего. Несколько изделий можно применять либо в облегченных условиях (при пуске летом или в теплом гараже, когда многие сотни ампер не нужны), либо с предварительной подзарядкой батареи. Остальным – незачет.
Airline SA-500-04 Цена ~ 1150 руб. Каждый из проводов «скушал» по 1,8 В. Завальцовка хорошая. Клещи – с двусторонним токоподводом. Мороз переносят нормально. Годны с ограничениями. | Airline SA-1000-06E Цена ~ 2950 руб. Падение напряжения 0,75 В – это лучший результат по величине потерь на каждом из проводов. На их сечении не сэкономили! К конструкции замечаний нет. Морозостойкость хорошая. Но 1000 А не выдержат ни за что. Годны с ограничениями. | Alligator Цена ~ 1400 руб. Потери напряжения – по 1,4 В на каждом проводе. Лучше, чем у многих. Заделка проводов – по правилам, но на одну половинку клещей. Морозостойкость хорошая. Годны с ограничениями. | Autoprofi АР/ВС 5000 Цена ~ 1280 руб. 1,6 В – такие потери в данном тесте можно считать сравнительно небольшими. И даже ничто не расплавилось. Заделка и морозостойкость нормальные. Годны с ограничениями. |
В-500 Цена ~ 502 руб. Падение напряжения на каждом коротеньком проводе составило аж 5 В – антирекорд теста! И что достанется стартеру? Впрочем, в любом случае исход ясен: даже при токе 220 А проводá расплавились и выскочили из «крокодилов». На морозе ломаются. На выброс! | В-600 Цена ~ 550 руб. Раскалились и расплавились. Падение напряжения на каждом проводе – по 3 В. На морозе каменеют. Незачет. | Garde 650 Цена ~ 1600 руб. На общем слабом фоне выглядят неплохо и даже не расплавились, хотя на каждом из проводов падение напряжения составило по 2 В. На морозе каменеют. Заделка проводов – на одну сторону. Незачет. | Garde 1000 Цена ~ 1400 руб. Потери – по 2,2 В на каждом проводе. Завальцовка – через пластиковую изоляцию: так делать нельзя. На морозе каменеют. Незачет. |
MegaPower M-50030 Цена ~ 800 руб. На каждом проводе при токе 220 А теряется по 3,5 В! Что же будет, если попробовать пропустить заявленные 500 А? Еще – отвратительная завальцовка через пластиковую оболочку провода, которая тут же поплавилась. Незачет. | MegaPower M-80050 Цена ~ 2300 руб. Даже при небольшом токе нагрузки теряется по 2,7 В на каждом из проводов. На морозе твердеют. Ток на вторую половинку клещей идет через ось и пружину. Незачет. | Полярник Цена ~ 1140 руб. Отечественное изделие разочаровало. При токе 220 А на одном проводе рассеивается 4,9 В! Провода быстренько раскалились, пустили дым и повыскакивали из зажимов наружу. Незачет. | Фобос Цена ~ 1050 руб. Падение напряжения – 1,5 В. На общем фоне это даже неплохо. Но на морозе становятся неподвижными. Контакт на второй половинке клещей – через ось и пружину. Незачет. |
Как «прикурить» негодными проводами?
Кто уже приобрел плохие провода – не расстраивайтесь. Даже никудышный провод, который не в состоянии пропускать токи в сотни ампер, можно использовать для подзарядки севшей батареи от заряженной. Для этого нужно соединить подсевшую батарею с донорской и подождать, а лишь потом попытаться включить стартер. Ожидание может затянуться на десятки минут: всё зависит от степени разряженности батареи. Но деваться некуда: пустить мотор должна именно родная батарея, а не донорская.
Удачи на дорогах! И пусть пусковые провода никогда вам не пригодятся.
- Большой тест аккумуляторных батарей вы найдете по этой ссылке.
- Приобрести пусковые провода, автотепло и щетки с обогревом можно в магазине «За рулем».