Новый Toyota RAV4, Forester и Outlander: большой тест кроссоверов
Мы выбрали полноприводный 150‑сильный RAV4 – на него должен прийтись основной спрос. Спарринг-партнеры тоже полноприводные: 150‑сильный Subaru Forester 2.0, хорошо выступивший в нашем последнем тесте, и весьма популярный Mitsubishi Outlander. Поскольку «аут» с двухлитровым мотором дешевле соперников, мы дали ему небольшую фору и остановились на 2,4‑литровой 167‑сильной модификации. Все машины – в хорошей комплектации, а это 2,3–2,4 миллиона рублей.
Subaru Forester «Лесник» четвертого поколения продается с позапрошлого года. В отличие от соперников, доступен исключительно с полным приводом и вариатором. О локализации речи нет – сделано в Японии. ДВИГАТЕЛИ: | Mitsubishi Outlander Выпускается с 2012 года. Неоднократно обновлялся (последний раз – пару лет назад). Доступен с двигателем V6 в версии GT. Сборка – в Калуге. ДВИГАТЕЛИ: | Toyota RAV4 Продажи автомобиля пятого поколения стартовали минувшей осенью. Построен на современной архитектуре TNGA. Передний или полный привод. Собран в Санкт-Петербурге. ДВИГАТЕЛИ: |
Ниже нуля
Коллеги из шведского издания Teknikens Värld в минувшем сентябре уличили новый «рафик» в опасном поведении в ходе «лосиного» теста (имитация экстренного объезда препятствия с возвращением на свою полосу). У шведов Toyota едва не опрокинулась, причем на скорости, далекой от запредельной. Мы собирались проверить машину на нашем асфальте, но природа спутала все карты: накануне теста температура улетела в минус, дорогу прихватило изморозью и льдом, а потому «переставить лося» по всем канонам было уже невозможно.
Зато мы от души погоняли RAV4 по тестовому маршруту, изобилующему поворотами разной крутизны. С переездом электроусилителя с вала на рейку руль обрел достойную информативность: «ноль» обозначен четко, а при отклонении от него логично нарастает реактивное усилие. В повороты машина заныривает в охотку – прежний RAV4 так не умел. Помогает и изменяемый вектор тяги. В приводе каждого заднего колеса установлена многодисковая муфта: играя степенью проскальзывания муфт, можно подавать на наружное к повороту колесо больший крутящий момент. И это работает: RAV4 любит даже скользкие виражи и уверенно из них выходит!
Неужели шведы ошиблись? На ровных дорогах управляемость Тойоты, обутой в мягкие фрикционные зимние шины, вопросов не вызывает. Но если в ходовом повороте попадается неровность, «рафик» норовит соскочить с траектории. Так что не расслабляйтесь и держите руль двумя руками.
Ощутимо лучше стала шумоизоляция: из прежнего середнячка RAV4 превратился в лидера. Двигателя почти не слышно, дорожные шумы тоже ушли на задний план – во многом благодаря ворсовым подкрылкам. Полной идиллии мешает разве что легкий аэродинамический шум, проникающий в салон уже при 100 км/ч.
Subaru по акустическому комфорту лишь немногим хуже Тойоты – гула от дороги в нем чуть больше. А вот в Mitsubishi очень шумно. Слышно и шины, и набегающий воздушный поток, но более всего докучает ревущий при разгоне мотор.
По части управляемости Outlander тоже в отстающих. В повороты его приходится затаскивать за шкирку. Чуть переборщишь – и машина уже выплывает мордой наружу. Ситуацию усугубляют руль почти без реактивного усилия и «рыхлая» подвеска, из-за которой кузов Mitsubishi заметно раскачивается на средней и длинной волне. Если предпочитаете активную езду, Outlander вам не посоветую, но для среднестатистического водителя его возможностей хватает за глаза.
А вот Subaru устроит и тех и этих – отменно сбалансированное шасси! Forester адекватно рулится, сверхстабилен на прямой и в поворотах – в ходовых дугах его ведешь без малейшего напряжения, в то время как в Тойоте и Mitsubishi водителю не расслабиться.
Subaru – очевидный лидер теста по плавности хода. Подвеска «лесника» с легкостью глотает неровности любого калибра – что «лежачие полицейские», что ямы, стыки и заплатки. Если в вашем регионе много разбитых дорог, лучше взять Forester. Шасси RAV4, впрочем, противостоит ямам лишь немногим хуже – большой прогресс по сравнению с прежним «рафиком». Outlander как был, так и остался тряским и некомфортным. И никакими модернизациями инженеры Mitsubishi победить эту особенность не смогли.
Больше всего понравились тормоза Subaru: идеальная эффективность и выверенная настройка привода, позволяющая тормозить с точностью до миллиметра. У Тойоты и Mitsubishi длина тормозного пути ничуть не меньше, но у «рафика» педаль тóрмоза твердокаменная – чтобы ее продавить, требуется серьезное усилие. У Mitsubishi же, напротив, педаль настолько легкая, что уловить момент «прихвата» непросто.
Столь же непросто на Аутлендере тронуться без рывка: стóит «лизнуть» акселератор – и машина прыгает вперед. Ускоряется «митцу» легко и уверенно, но с учетом большей мощности его двигателя это не сюрприз. Куда больше удивляет прыть Форестера! Вроде и «лошадок» меньше, и ньютон-метров, а вот поди ж ты! При параллельном старте до 100 км/ч он уступает «трем бриллиантам» всего полкорпуса. Но как?! Помимо толковых настроек двигателя и коробки свою роль сыграла и малая масса: когда взвесили машины, оказалось, что «лесник» легче соперников на среднестатистического пассажира.
RAV4 за этой парочкой угнаться не может. Но корить его не за что – едет на свои 150 «лошадей», которые вырабатывает новый двухлитровый двигатель с хитрым двойным впрыском (в зависимости от режима работы мотора бензин поступает как в камеру сгорания, так и во впускной трубопровод).
На фоне прежнего «рафика» новичок и вовсе живчик – разгон уже не такой тягучий, а вариатор Direct Shift-CVT научился имитировать работу десятиступенчатого автомата.
И всё же главная особенность коробки в другом: традиционный ремень дополнен зубчатым механизмом первой передачи, который легко переносит высокие нагрузки на бездорожье. На скоростях свыше 25 км/ч шестеренки выключаются – в дело вступает ремень.
Вариатор такой конструкции обещает быть надежным, долговечным и выносливым вне асфальта.
Кто в лес?
Меньше всего мы опасались именно за RAV4: две задние муфты должны обеспечить приличную проходимость и победить диагональное вывешивание. Но Toyota в диагоналке оказалась самой беззубой: одно колесо крутится в воздухе, а другое стоит на земле без дела. Через десять секунд тяга вообще перестала передаваться назад и автомобиль стал переднеприводным. Перегрев! В общем, не в количестве муфт счастье, а в их выносливости.
Если не вывешиваться, то RAV4 на вязком поле не пасует, хотя измеренный нами дорожный просвет не рекордный: 185 мм. Вариатор с механической первой передачей исправно передает тягу и не перегревается, а система Multi-Terrain Select после включения режима Mud & Sand ослабляет ошейник противобуксовочной системы, позволяя колесам прокручиваться.
В полях RAV4 не сдается. Кстати пришелся режим Mud & Sand, который притупляет бдительность системы стабилизации. | Диагональное вывешивание – большая проблема для RAV4. Там, где Forester и Outlander едут без проблем, «рафик» замирает. Поругаем и невысокую жесткость кузова – проем задней двери перекашивает. |
Грязные пороги – это не про RAV4. | При просвете 185 мм Toyota не смогла «накрыть» полусферу. Угол въезда – 20,5°. |
У Аутлендера муфта одна, но ее можно заблокировать, что вкупе с самым большим в троице углом въезда (22,5°) и 190 миллиметрами от нижней точки до земли добавляет уверенности вне асфальта. Мы битый час утюжили нечисто поле, поднимая в воздух массивные лепешки грязи, и даже намека на перегрев не возникло. И в диагоналке Outlander показал себя лучше «рафика» – на «заземленное» колесо тяга подается импульсами, которых хватает для того, чтобы продолжить движение.
Грязевые ванны Outlander не смущают. Главное – не забыть заблокировать межосевую муфту. | Раскорячившись, Mitsubishi быстро пошевелил мозгами и пополз дальше. |
Только в «ауте» двери не заслоняют пороги – будьте аккуратны при посадке! | Mitsubishi не ставит рекордов клиренса (190 мм), а вот угол въезда достаточный – 22,5°. |
А настоящая звезда оффроуда – Forester. Крепкая подвеска, самый большой в тесте клиренс (210 мм) и режим X-Mode, приводящий в полную боеготовность ездовую электронику и полный привод. Диагональное вывешивание вообще не проблема: на «заземленных» колесах мгновенно появляется момент – и машина как ни в чем не бывало продолжает движение.
Вне асфальта Forester чувствует себя увереннее всего – благодаря солидному клиренсу, выносливому вариатору и «внедорожному» режиму X-Mode. | Диагоналка не обездвиживает «лесника» – он спокойно продолжает поступательное движение. |
Двери надежно прикрывают пороги «форика» – они всегда остаются чистыми. | Дорожный просвет у Subaru завидный: 210 мм. Угол въезда – всего 20°, мог бы быть и побольше. |
Но, как известно, чем лучше «джип», тем дальше идти за трактором. Под слоем воды колея оказалась глубже ожидаемой, и Forester крепко сел на брюхо. Пришлось по уши перепачкаться, цепляя самый длинный из имеющихся тросов. Битых полчаса мы толкали и дергали «форик», найдя сухой островок и загнав на него Mitsubishi.
Про спички
Весь запал тойотовцев ушел на создание экстерьера и технической начинки – на салон не хватило. Да, архитектура с возвышающимся над центральной консолью экраном выглядит современно, отделочные материалы лучше прежних, а кнопки теперь не разбросаны по панели как попало. А еще тут есть пять USB-разъемов, индукционный зарядник и солидный семидюймовый экран на панели приборов.
Прогресс заметен, но всё равно я не чувствую того уюта и внимания к эргономике, коими одаривают экипаж «европейцы». Странно видеть разноуровневые подлокотники: дверной установлен заметно ниже центрального, вот и сидишь враскоряку.
Toyota RAV4
Красные окантовки шкал появляются после перевода машины в спортивный режим. | Основной повод для претензий – скромный функционал мультимедийки, у которой нет ни навигатора, ни поддержки интерфейса Apple CarPlay или Android Auto. | Индукционный зарядник – верный признак современного автомобиля. |
Форма сидений для двоих самая удачная: уютные гнездышки! Только в RAV4 дверные подлокотники мягкие, а стёкла опускаются до конца. Традиционно для Тойоты – только один кармашек в спинке переднего сиденья. | Верхние воздуховоды, два USB-разъема, обогрев сидений – такого добра у прежнего «рафика» не было. |
Багажник RAV4 (440 л) в объеме чуть уступил аутлендеровскому, но в мелочах выиграл: здесь двухуровневый пол, меньше погрузочная высота, пятая дверь поднимается выше. | |
Есть вопросы и к комплектации. Если отсутствие активного круиз-контроля еще можно принять (его предлагают только для топ-версии с 2,5‑литровым мотором), то старорежимной мультимедийке нет никакого оправдания. Встроенного навигатора нет, интерфейсы Apple CarPlay и Android Auto не поддерживаются – для современного автомобиля это немыслимо! Ну и экран огорчает допотопным шрифтом и устаревший оболочкой. Определенно с этим надо что-то делать.
А это уже экономия на спичках: на блоке управления стеклоподъемниками подсвечена лишь водительская кнопка, а в заднем ряду карман пришит только на спинке переднего пассажирского кресла; благо, форма сидений удачная и просторно настолько, что по этому показателю RAV4 выбился в лидеры класса и теперь не уступает Форестеру.
В Аутлендере мéста не меньше, но удобств кот наплакал: обогрева нет, USB-порт только один, а сиденья неоправданно жесткие. На водительском месте обстановка тоже неидеальная. Дизайн старомодный, сразу видно, что Outlander – ветеран. Плюс несуразности вроде коротенького селектора вариатора, к которому приходится далеко тянуться, и крошечных диапазонов регулировок руля. Топорные прямоугольные кнопки включаются с усилием и громким щелчком.
О старорежимности «аута» говорит и отсутствие в оснащении полуавтопилота – доступны только оповещения о пересечении разметки и о риске столкновения с попутным транспортом. Сегодня этого недостаточно.
Mitsubishi Outlander
Редкий случай, когда к приборам не придраться. | Мультимедийку «аута» можно интегрировать со смартфоном посредством Apple CarPlay или Android Auto. RAV4 на такое не способен. | Не многовато ли заглушек для флагманской модификации? |
Второй ряд «аута» просторный, но неудобный – слишком уж жесткие сиденья. | Сервис скромный: верхние дефлекторы да USB-порт. Обогрева нет, стёкла опускаются не до конца. |
По объему багажника Outlander лидирует (456 л) – спасибо запаске под днищем. | Подполье приятно удивило тремя глубокими съемными лотками. |
Не блещет современным дизайном и салон Subaru – он сдержан и лаконичен. Зато отделан добротными материалами и к эргономике вопросов нет. Разве что руль перенасыщен кнопками. Из необычных решений – два экрана на центральной консоли. Верхний выдает данные о работе климат-контроля и полноприводной трансмиссии, а также информирует о продольных и поперечных кренах кузова. На него выводится и картинка с боковой камеры. Нижний экран, основной, отвечает за мультимедийную составляющую.
Subaru Forester
Приборы запоминаются нестандартным нулевым положением стрелок. | Интересно, что изображение с основной и «бордюрной» камер передается на разные экраны. | Системой «старт-стоп» располагает только Forester. При необходимости ее можно отключить. |
На сиденья второго ряда «лесника» садиться удобнее всего – двери распахиваются чуть ли не под прямым углом. Простор – на уровне конкурентов, а сервис лучше. | Помимо верхних воздуховодов есть двухступенчатый обогрев сидений, а также пара USB-разъемов. В недостатки записываем не опускающиеся до конца стёкла. |
По результатам наших измерений, объем багажника Форестера составляет 368 литров. Маловато! По бокам есть два неглубоких кармашка. | |
На чем ехать будем
Отлепили глину от ботинок и стерли грязь с брюк. На чем отправиться домой? Наш выбор – Forester. У «лесника» отменный баланс между плавностью хода и управляемостью, он талантлив на бездорожье и экономичен. По итогам теста расход топлива составил 9,5 л/100 км – на литр-полтора меньше, чем у соперников.
Новый RAV4 порадовал просторными салоном и багажником, достойной эргономикой, тишиной. И если простить ему диагональное вывешивание, повлиявшее на оценку проходимости, то «рафик» выступил на одном уровне с Форестером – промежуточная оценка у них одинаковая.
Наш совет – обратите внимание на версию Комфорт, а не Престиж. Можно прилично сэкономить, заплатив 2 087 000 вместо 2 309 000 рублей. Без кожаного салона с электрорегулировками водительского кресла, обогрева задних сидений, беспроводного зарядного устройства и декоративной подсветки вполне можно обойтись, да и об отсутствии двух задних муфт горевать не стóит.
Ну а Mitsubishi Outlander уступает по всем статьям: шумный, тряский, со старомодным салоном и скромным оснащением.
Но одно весомое преимущество позволяет ему уверенно входить в топ‑25 популярных автомобилей российского рынка, – гуманный ценник. В схожих комплектациях он дешевле не только Форестера и RAV4, но и большинства одноклассников. И ради этого можно закрыть глаза на многое.
- Какие обогревы и подогревы есть у каждого из участников теста, какими полноприводными трансмиссиями они располагают, а также данные производителей и прочую важную техническую информацию о кроссоверах Toyota RAV4, Subaru Forester и Mitsubishi Outlander вы найдете тут.
Номинант Гран-при «За рулем» 2020
Toyota RAV4 — одна из новинок. А вот лучшая она или нет в своем классе, решать вам. Нам важно ваше мнение!
Голосование уже началось. Среди проголосовавших читателей мы разыграем три автомобиля Лада Веста.
Официальная страница Гран-при «За рулем» 2020 доступна по этой ссылке.
- Генеральный партнер Гран-при «За рулем» — компания Cordiant.
- О победителях Гран-при «За рулем» 2019 можно узнать здесь.
- О том, кому достались разыгранные в этом году автомобили, читайте здесь.
- 10 главных автоновинок зимы 2019-2020 мы собрали тут.
MITSUBISHI OUTLANDER
| SUBARU FORESTER
| TOYOTA RAV4
|