Спутник восточных земель
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
СПУТНИК ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ
"Драбант, трабант - вожатый, телохранитель".
В. И. Даль,
"Толковый словарь русского языка"
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Последнему "Трабанту", сошедшему с конвейера 30 апреля 1991 года, предстояла совсем не дальняя поездка - неказистая машинка заняла почетное место в музее Августа Хорьха. Время "Трабанта" закончилось, как и эпоха противостояния "двух систем" по обе стороны берлинской стены...
"Трабант" родился 45 лет назад, когда весь мир был под впечатлением от советского спутника - небольшого металлического шара, открывшего дорогу в космос. К 7 ноября 1957-го (братский СССР отмечал 40-ю годовщину революции!) в Цвиккау собрали предсерийную партию машин Р50. Вскоре автомобиль стал тезкой первого космического аппарата: Trabant по-немецки - спутник.
Конечно, восточногерманский однофамилец по конструкции был космически далек от советского. Но создателям "Трабанта" тоже было чем похвастаться - автомобиль имел кузов с наружными деталями из пластика. Вернее, из отходов хлопкового производства и клееобразного наполнителя, "надетых" на стальные ребра. Немцы окрестили материал "дуропластом", а журнал "Наука и жизнь" величал его "фенольнопресольформальдегидной смолой" (запомнили?). Благодаря новому материалу машина весила всего 620 кг.
Корнями концепция "Трабанта" уходила во вторую половину 30-х, когда одними из самых популярных автомобилей Германии были дешевые неприхотливые ДКВ. В конце 30-х в Германии ввели лимиты на металл - в первую очередь он шел на военные нужды. Тогда-то конструкторы концерна "Ауто-Унион", куда входила фирма ДКВ, совместно с химиками из "ИГ Фарбенгрупп" и "Динамит АГ" принялись за эксперименты с пластмассой.
ГДР получила изрядную часть огромного наследства автомобильной империи "Ауто-Унион" - заводы "Хорьх" и "Ауди". Кстати, последний перед войной выпускал и ДКВ. А вот сталелитейных предприятий в Руре Восточная Германия с началом холодной войны лишилась. Заводы в Цвиккау стали выпускать под маркой ИФА предвоенные ДКВ-F8 и F9 (последний до начала 60-х строили и в ФРГ), а конструкторы и технологи тем временем колдовали над пластиками.
В 1955-м появился автомобиль Р70 с предвоенным 20-сильным двигателем ДКВ-F8 рабочим объемом 0,7л. Главной гордостью конструкторов стал пластиковый кузов.
Конвейерное производство "Трабанта-Р50" (по сути это заметно модернизированная Р70) началось летом 1958-го, после объединения бывших заводов "Хорьх" и "Ауди" в "Народное предприятие Заксенринг".
Многие годы было принято иронизировать над тесноватой двухтактной "тарахтелкой". Конечно, за долгую жизнь на конвейере "Трабант" безнадежно устарел, но на рубеже 60-х машина, как говаривали тогда, "соответствовала мировым стандартам". Самым популярным французским народным автомобилем был "Ситроен-2СV" с 18-сильным 2-цилиндровым мотором, итальянцы ездили на ФИАТ-600 с двигателем мощностью 22л.с., "Субару" запустила в производство 16-сильную модель 360. За берлинской стеной хорошим спросом пользовались мотоколяски типа "БМВ-Изетты" с одноцилиндровым агрегатом, развивающим 12л.с. На их фоне переднеприводный "восточногерманский "Фольксваген" (так машину иногда называли на Западе), с "пол-литровым" 18-сильным двухтактным мотором, легким кузовом и максимальной скоростью 90 км/ч, не выглядел гадким утенком. Неудивительно: машину создавали конструкторы немецкой - одной из лучших в Европе - школ. Они верили, что, удачно стартовав, "Трабант" и дальше не отстанет от именитых конкурентов. Да и "космическое происхождение" обязывало...
Поначалу так и было. Уже в 1959-м мощность двигателя подняли до 20л.с. В 1962-м, через год после потрясшего мир полета Юрия Гагарина, изменили отделку и мотор: теперь 600-кубовый агрегат развивал 23л.с. Рождение первого многоместного космического "Восхода" в 1964-м дизайнеры из Цвиккау отметили модернизацией кузова немецкого "Спутника" модели "Трабант-601", похудевшего на 5 кг.
Но космическое время летело все быстрее. В 1965-м Алексей Леонов вышел в открытый космос, через четыре года Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин прошли по Луне, а ровесник космической эры уже почти не менялся. Он казался вечным, как социализм - раз в несколько десятилетий очень старого лидера сменит просто старый, но "генеральная линия" неизменна.
Визитной карточкой ГДР были буклеты и открытки с восточноберлинской телебашней, демонстрацией мощи социализма - накачанные спортсмены, побеждающие на олимпиадах. А символом массовой автомобилизации - "Трабант".
Из миллиона машин, выпущенных к 1972-му, многие ездили по дорогам Венгрии, ЧССР, других стран "народной демократии". Над "Трабантом" потихоньку иронизировали, но... годами стояли в очередях, чтобы приобрести недорогую, самую доступную машину.
Конструкторы в Цвиккау еще не теряли надежды. Уже в середине 60-х они взялись за прототип 603 с новым кузовом и роторным двигателем. Однако вместо новой машины начали производство версии "Трамп" с открытым кузовом без дверей. Часть таких автомобилей поступила на службу в армию. В 1968-м мощность двигателя увеличили до 26л.с. Следующие серьезные изменения произошли через... 22 года.
Правда, на рубеже 70-х немецкие и чехословацкие конструкторы приступили к проекту современного народного автомобиля - его предполагали выпускать в двух странах. Планировали привлечь к работе французов. Но в 1973-м, рассмотрев вопрос о новой машине, Политбюро СЕПГ законсервировало работу. В начале 80-х появились прототипы "трабантов" с впрысковым мотором и трехцилиндровым дизелем. Машина с таким двигателем расходовала на испытаниях лишь 4,5л топлива на "сотню". Но денег на организацию производства у правительства не нашлось, да и спрос на "трабанты" по-прежнему не падал.
Только в 1988-м в Карл-Маркс-Штадте, который вскоре вновь станет Хемницем, начали подготовку производства "фольксвагеновских" двигателей для "Траби". На орбите второй год кружил уникальный "Мир", а самыми популярными словами в Германии были перестройка и Горби... В серию "Трабант-1,1" с 41-сильным мотором и усиленной подвеской пошел 25 июня 1990-го. К этому дню выпустили уже более 2,8 млн. машин.
Вторая жизнь автомобиля была короткой - до весны 1991-го построили около 39 тысяч экземпляров.
Неприязнь очень быстро сменилась любовью. Коллекционеры стали охотно скупать модели разных лет. Теперь в "Траби" с удовольствием фотографируются VIP-персоны - от политиков до Михаэля Шумахера. Как грибы расплодились фан-клубы, ежегодно проходят многочисленные слеты владельцев. Умельцы старательно строят из "трабантов" лимузины, грузовики, даже бетономешалки(!) и, конечно, кабриолеты. Открытый "Трабант", по слухам, есть даже в имении Фиделя Кастро.
Культ автомобиля (особенно старого), характерный для Германии, соединился с воспоминаниями о времени, которое ушло безвозвратно. Для нескольких поколений эта машина - символ молодости, пусть и не совсем (или совсем не) сытой и свободной, но все-таки счастливой. А ее спутником был "Трабант".
"Трабант-Р50/1" в 1960 году выглядел вполне современно.
Одни из бесчисленных "самопальных" кабриолетов "посттрабантовой" эпохи.
"Трабант-комби" середины 70-х.
Для раллийных машин кудесники из Цвиккау умудрялись снимать с двухцилиндрового двигателя 47 л. с. Заводская команда участвовала даже в ралли "Акрополис" и "Монте-Карло".
Старший брат "Трабанта" - "Цвиккау-Р70". Автомобиль оснащали
22-сильным двигателем объемом 0,7 л.
Пляжно-армейский "Трабант-Трамп".