Уникальная Победа ГАЗ-М20: ретротест машины cкорой помощи
Среди отечественных санитарок послевоенных лет эта если не самая редкая, то уж точно одна из таких. Даже фотографий санитарных ГАЗ-М20 наперечет. Живых машин, конечно же, не осталось. Государственные автомобили не очень берегли и, списав, отправляли на свалку. В лучшем случае единичные экземпляры попадали в частные руки, но и они жили не вечно.
Медперсонал
Страна восстанавливала разрушенные города и предприятия и уже начинала строить помпезные столичные высотки. На дороги вышли совсем новые, разработанные еще во время войны автомобили. Но и техники, и жилья, и вообще всего остро не хватало. И санитарных машин тоже. Их в стране не хватало и до войны, а уж после – тем более.
Помните строптивую машину из «Кавказкой пленницы»? Вот такие фургоны, которые местные ремзаводы строили на шасси полуторок ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, и составляли основу медицинского автопарка страны. После войны санитарные автомобили делали даже из предвоенных лимузинов ЗИС‑101, прошедших капремонт. Вскоре наладили выпуск ПАЗ‑653 – простых, зато просторных фургонов на грузовом шасси ГАЗ‑51. Для повседневной службы эти машины были слишком прожорливыми и, пожалуй, избыточно большими.
Парк легковых санитарок ЗИС‑110А, выпуск которых освоили в 1949 году, – быстрых, комфортных, на мягкой подвеске – был ничтожно мал. В 1951‑м появились санитарные ГАЗ‑12Б ЗИМ – производные от большого комфортного седана. Но делали их тоже относительно немного.
Как вы уже поняли, санитарные Победы появились не от хорошей жизни, а как компромиссный вариант кареты скорой помощи. Горьковский автозавод такие машины не делал, ему хватало забот с плановым производством обычных Побед, грузовиков и внедорожников ГАЗ‑69. Санитарные автомобили на базе стандартных ГАЗ-М20 сооружали небольшие местные предприятия. Вероятно, по типовым чертежам. Хотя, возможно, местные умельцы и вносили в конструкцию изменения сообразно своим возможностям.
Малые формыПомимо санитарок на грузовых шасси, а потом на базе УАЗов и РАФов медицинские автомобили в СССР делали и на основе легковых моделей.
|
Курс лечения
Сотрудники московского Музея скорой помощи рассказывали, что были рекомендации нанимать на санитарки невысоких и щуплых водителей. Для этой Победы подобный кадровый подбор особенно актуален! Во имя мéста для носилок нерегулируемый передний диван максимально сдвинули вперед. Так что пространства между сиденьем и рулем, мягко говоря, немного. А педали-то у ГАЗ-М20 высокие и тугие. С непривычки ноги после «акробатических этюдов», требующихся для управления сцеплением и тормозами, начинают болеть.
Привыкнуть, конечно, можно. Особенно если пореже переключаться и тормозить. Что, кстати, в той жизни, когда Победы были молодыми, вполне удавалось. Ну а если водитель в зимней одежде? Деть ее здесь решительно некуда, а уместиться между спинкой сиденья и рулем будет уж совсем сложно. Но ведь шофёры автомобилей скорой помощи в те давние времена справедливо считались водительской элитой и приспосабливались к любым, как сказал бы армейский устав, тяготам и лишениям.
Приборы Победы по информативности могут поспорить с иными современными. | Пластмассовая отделка салона выпускалась разных цветов – от почти желтого до серого. | У поздних Побед на этом месте появился радиоприемник. |
Главный плюс в том, что это нормальный легковой автомобиль с современным и комфортным по тем временам салоном, оснащенный богатым набором приборов (есть даже часы), хорошей печкой и относительно легким рулем (по крайней мере легче, чем у грузовика ГАЗ‑51). На фоне предвоенных ГАЗ-М1 и даже ЗИС‑101 более свежий ГАЗ-М20 – огромный шаг вперед.
Салон, как и у прочих санитарок, отделан самым простым, зато легко моющимся кожзамом. За спинкой переднего сиденья – перегородка с занавесками, а за ней – небольшой врачебный «кабинет». Справа – единственное сиденье для санитара или врача, а по левую руку от него – носилки, поставленные чуть под углом: иначе они не поместились бы. Тем более что здесь же, у правого борта, стоит запасное колесо. Кстати, поляки, позже построившие похожую санитарную Варшаву, сделали версию с запаской, укрепленной снаружи, на крышке багажника. Но такое решение требует хитрого откидного кронштейна. Ведь носилки, как и в другие легковые санитарки, загружали, подняв крышку багажника, – благо, автомобили тогда были высокие.
Перед самым ветровым стеклом – выключатель стеклоочистителей, а чуть ближе к водителю – тумблер указателей поворота. | Стандартный унифицированный переключатель света фар – с ближнего на дальний. | На ранних (до 1952 года) Победах рычаг переключения передач стоял на полу, как у ГАЗ‑69. |
Важное преимущество этой машины в том, что на ходу она – обычная Победа. Подвеска и высокие шины умело противостоят неровностям, включая современные «лежачие полицейские». Ход достаточно мягкий, комфортный. По своему опыту знаю, чтó значит разница в подвеске скорой для того, кого в ней везут. Да и врачу в машине с такой подвеской работать удобнее. Кроме того, у Победы приличные по тем временам разгон и торможение. Сейчас все ее характеристики вызывают улыбку, но дело-то было семь десятилетий назад!
В общем, если везти больного не час, то такая Победа была далеко не худшим санитарным автомобилем своего времени. Тесновато, но светло, тепло и даже мягко.
Польский следКопии Победы, а затем заметно модернизированные машины на основе ГАЗ-М20, в том числе в санитарном исполнении, под именем Warszawa делали в Польше, на заводе FSO.
|
Служба спасения
Немногочисленные санитарные Победы (стандартные машины в стране тоже были далеко не в избытке) отработали своё и уступили место более совершенным автомобилям. Но даже когда наступила эра просторных и удобных рафиков, легковые санитарки не перевелись, – однако теперь это были уже куда более удобные для такой службы универсалы.
Что осталось в истории от медицинских Побед, кроме старых, мутных фотографий? Да вот этот автомобиль, с профессионализмом и любовью воссозданный фактически из развалюхи. Здорово, что теперь его можно увидеть, рассмотреть в деталях, а если повезет – даже поездить на нем. И вообще он в таком состоянии, что готов снова, как и много лет назад, приступить к работе. Но это – в крайнем случае. Будем здоровы!
Вкус победы
Производство Победы ГАЗ-М20 начали в 1946 году. Автомобиль оснастили 50‑сильной рядной «четверкой» объемом 2,1 литра и трехступенчатой коробкой передач. С 1955 года выпускали модернизированный ГАЗ-М20В с 52‑сильным двигателем. На часть поздних машин ставили 2,4-литровые моторы мощностью 65 и 70 л.с. – такие же, как на ранние Волги ГАЗ-М21.
Помимо седанов делали версии с мягкой крышей и, в очень небольших количествах, автомобили ГАЗ-М20Г с шестицилиндровым 90‑сильным двигателем, предназначенные для спецслужб. Небольшие предприятия строили на базе Победы пикапы, фургоны, машины для милиции и медицинской службы. Всего до весны 1958 года изготовили около 236 тысяч автомобилей Победа.
Редакция благодарит Евгения Магакова за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.