В одни ворота?

В ОДНИ ВОРОТА?

СПОРТ

/ФОРМУЛА 1

В ОДНИ ВОРОТА?

ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ

ФОТО / ALLSPORT-"ФОТОБАНК"

Казус на финише Гран-при США напомнил "австрийский позор" "Феррари". Многим показалось, что Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло опять разыграли спектакль, чтобы "насмеяться над всеми остальными". На самом деле победа бразильца случайна. Шумахер не собирался ее дарить, да и практического смысла в том не было. Так считает Берни Экклстоун. Тем не менее он вынужден был успокаивать публику: "Партнеры просто не поняли друг друга на последних метрах гонки. Михаэль выступил в роли "случайного провокатора", но другой вины ни на нем, ни на команде нет".

На этот раз в разговоре о формуле приходится обильно цитировать ее хозяина, без чего трудно ответить на поставленный в начале статьи вопрос. Начать хотя бы с оценки ситуации в чемпионате мира: "Этот случай даже на пользу пошел, расшевелил сонное царство, а то ведь люди, узнав имена чемпионов, и думать забыли о формуле 1. Сезон получился какой-то однобокий, и это никому не нравится - ни зрителям, ни командам, ни спонсорам, ни лично мне. Не сказать, что мы шагаем по краю пропасти, но радикальные перемены необходимы".

К числу их в первую очередь надо отнести "правило одного мотора", которое начнет действовать в 2004 году: команды смогут использовать в уик-энде только один двигатель. Никаких "тренировочных", "квалификационных" и "запасных". Сломался утром в субботу - значит, гонка для пилота окончена. А еще Берни предложил пересмотреть и "шинный вопрос": "Надеюсь, к будущему сезону "Мишлен" создаст новую резину, способную победить "Бриджстоун". Мне кажется, именно из-за того, что шины "Мишлена" прилично работают только в жару, "Феррари" получила такой большой перевес над соперниками. Моторы, подвеска, аэродинамика - само собой, но хорошие шины позволяют выигрывать секунду на круге! Этой секунды "Мак-Ларену" и "Вильямсу" как раз и не хватало в большинстве гонок.

Один из действенных способов повышения зрелищности, - продолжил шеф, - возвращение к сликам, от которых мы отказались четыре года назад в пользу покрышек с продольными канавками. Кроме того, мое мнение таково: поставщик резины должен быть общим для всех. Я доложил свои соображения FIA и командам, остается подождать их реакции".

Пожалуй, это единственное серьезное изменение, которое можно успеть внести за зиму, но, скорее всего, вопрос останется открытым еще несколько лет - слишком много здесь заинтересованных сторон. Вспомним весенние дебаты по поводу того, чтобы ограничить число поставщиков моторов. Когда, скажем, все команды используют только продукцию "Феррари", БМВ и "Мерседес-Бенц". Переговоры в итоге зашли в тупик, хотя идея выглядит вполне здравой: тут и уменьшение расходов, и уравнивание шансов.

Так что же? Чемпионат-2003 станет точной копией нынешнего?! Экс-пилот формулы 1 Марк Бланделл высказал мнение большинства: "В этом году мы смотрели не гонки, а усыпляющий трибуны парад "алых жеребцов". Бывали и раньше сезоны "в одни ворота", но все же было гораздо больше гоночной борьбы, пусть даже между партнерами. Сегодня мы видим удручающе тотальное превосходство "Феррари". И, боюсь, в будущем году красные машины опять помчатся впереди пелетона. Остается только сложить руки и молиться, чтобы другие команды смогли сократить разрыв. Иначе все просто умрут со скуки, и формула 1 полностью дискредитирует себя как вершина автоспорта".

На "Вильямс" и "Мак-Ларен" смотрят как на спасителей. Они, как водится, обещают радикальные перемены. Осторожный шеф "Мак-Ларена" Рон Деннис информирует: "На старт первых трех гонок сезона-2003 выйдет модифицированный автомобиль. Затем его сменит полностью новая машина с новым двигателем".

А "Вильямс" уже в Индианаполисе опробовал новый мотор БМВ Р82, развивающий рекордные 19 000 оборотов. По слухам, мощность переваливает за 900 л. с. и на полсотни "лошадей" превосходит показатель "Феррари". По результатам не скажешь. Это отметил и Герхард Бергер, представляющий баварский концерн: "Двигатель - далеко не вся машина. Если мы хотим чего-то добиться, надо как следует поработать над шасси".

Но ведь считали, что у "Вильямса" хорошее шасси! Оказывается, не совсем. "Последние три года наша конструкция была слишком консервативна, - признается Фрэнк Вильямс. - Уповали на надежные, проверенные решения. Теперь ясно, что это неправильный подход. Из-за него мы так сильно отстали от "Феррари". Спасибо двигателю БМВ, он вытянул нас на второе место в чемпионате. Наш ответный шаг - революционное шасси 2003 года. Мы разработали массу новинок и применим их в новом болиде. Путь опасный, но иного у нас нет". Звучит обнадеживающе. Однако вряд ли и "Феррари" будет сидеть зимой сложа руки.

У "Феррари" в будущем сезоне останутся лучший пилот и лучшая машина. Михаэль - шестикратный?

"Мак-Ларен" весь год сетовал на недостаток мощности мотора...

Самого значительного прогресса в 2003-м ожидают от "Рено". Сентябрьские гонки команда провела очень сильно.

... а "Вильямс" осенью признал, что его шасси слишком консервативно.

ГРАН-ПРИ ИТАЛИИ

15 СЕНТЯБРЯ, МОНЦА

(53 круга по 5783 м)

1. Р. БАРРИКЕЛЛО (Бразилия, "Феррари") - 1:16.19,982; 2. М. ШУМАХЕР (Германия, "Феррари") - 0,2; 3. Э. ИРВАЙН (Великобритания, "Ягуар-Форд") - 52,5; 4. Я. ТРУЛЛИ (Италия, "Рено") - 58,2; 5. ДЖ. БАТТОН (Великобритания, "Рено") - 1.07,7; 6. О. ПАНИС (Франция, "BAR-Хонда") - 1.08,5.

ГРАН-ПРИ США

29 СЕНТЯБРЯ, ИНДИАНАПОЛИС

(73 круга по 4195 м)

1. Р. БАРРИКЕЛЛО - 1:31.07,934; 2. М. ШУМАХЕР - 0,01; 3. Д. КУЛТАРД (Великобритания, "Мак-Ларен-Мерседес") - 7,7; 4. Х.-П. МОНТОЯ (Колумбия, "Вильямс-БМВ") - 9,9; 5. Я. ТРУЛЛИ - 56,8; 6. Ж. ВИЛЬНЕВ (Канада, "BAR-Хонда") - 58,3.

Подпишитесь на «За рулем» в