Тест самых популярных ручных лебедок
Выбираем
Если вы никогда в жизни не пользовались лебедкой, возиться будете долго. Но это лучше, чем бросать увязший автомобиль на произвол судьбы и отправляться в неизвестном направлении на поиски тягача.
Чтобы лебедка освободила машину из плена, нужно зацепить ее за что-то монументальное. Самый банальный вариант – стоящее рядом дерево. Если его нет, поможет… лопата, воткнутая в грунт. Но в этом случае без помощника не обойтись: ему придется удерживать лопату за верхнюю часть черенка, компенсируя усилие троса, который цепляют снизу за тулейку вблизи полотна лопаты. Еще можно возить с собой лом. Забитый в глинистых грунтах, он выдерживает усилие около одной тонны.
Приобретая лебедку, купите заодно и стальной трос. Он точно понадобится, потому что рабочий ход у большинства лебедок заведомо маленький. Использовать для этих целей буксирную стропу не получится – она вытягивается, тем самым «съедая» рабочий ход лебедки. Кусок стропы пригодится разве что в случае, если цепляетесь за дерево: стальной трос его точно повредит.
Стальной трос выбирайте с нитяной сердцевиной: такие изделия обладают лучшей гибкостью. Оптимальный диаметр – 8 мм.
Металлические ручки лебедок должны быть изготовлены из полосы толщиной не менее 3 мм. Более тонкая ручка на наших глазах фактически сложилась пополам. Диаметр троса лебедки должен быть не менее 5 мм, более тонкий у нас на испытаниях быстро лопнул.
Ручные лебедки бывают двух типов. Рычажные предпочтительнее на бездорожье из-за более удобного крепления. Барабанные лебедки в первую очередь предназначены для подъема грузов, и чтобы приспособить их для буксировки, придется устанавливать на нее дополнительно крюк или проушину для крепления. Однако их отличает солидная длина троса на барабане – от пяти метров.
У большинства лебедок есть режим полиспаста. Это устройство, состоящее из одного или нескольких блоков, позволяющих выигрывать в усилии, при этом проигрывая в расстоянии. Если автомобиль крепко увяз, используем полиспаст. Если требуется тянуть издалека, но с небольшим усилием, трос цепляем напрямую. Тяните автомобиль по возможности вдоль оси проушины – она очень не любит боковых нагрузок.
Испытываем
Для теста мы приобрели семь ручных лебедок по цене от 1100 до 3600 рублей. Вообще говоря, целевыми изделиями для вытаскивания машины в основном являются рычажные лебедки – нами был охвачен почти весь ассортимент. Но для интереса взяли и барабанную.
Автодело 43151, КНР. Лебедка рычажная Примерная цена 1200 ₽ Рычажная лебедка полиспастного типа. Масса – около 2,3 кг. Измеренный ход – 1,9 м (с полиспастом – вдвое ниже). Трос диаметром 4 мм порвался. Барабан тоже помялся. Оценка «Плохо». | Cервис ключ артикул 71070, КНР. Лебедка 0,75 т / 1,5 т Примерная цена 1100 ₽ Рычажная лебедка. Масса – 2 кг. Полиспаста нет. Реальный ход – 2,1 м. Диаметр троса – 5 мм. В нашем экземпляре отсутствовала бобышка, крепящая трос в барабане. При испытаниях хилая ручка согнулась пополам. Оценка «Плохо». | Cервис ключ артикул 75066, КНР. Лебедка 0,8 т с червячной передачей Примерная цена 2000 ₽ Лебедка барабанного типа. Масса – 2,7 кг. Ход – 6,7 м. Полиспаста нет. Диаметр троса – 5 мм. Тросоукладчика нет. Упомянутую в описании червячную передачу не нашли – выходит, нас обманули. Пользоваться не очень удобно, однако изделие сделано неплохо: во всяком случае, при испытаниях ничего не сломалось. Оценка «Удовлетворительно». |
Cable puller RockForce TRK8021, nо name. Лебедка Примерная цена 2500 ₽ Лебедка рычажная с полиспасом. Масса – около 2,8 кг. Реальный ход – около 2,7 м (без полиспаста). Диаметр троса – 5 мм. Хороший тросоукладчик с пружинящими крылышками. Понравилась заделка крюков. Применены мощные стяжные болты М8, но гайки не законтрены. Оценка «Хорошо». | Falco 737012, КНР. Лебедка ручная рычажная Примерная цена 1100 ₽ Лебедка рычажная с полиспастом. Масса – 2,1 кг. Реальный ход – 1,7 м. Трос – 4,5 мм. При испытаниях рукоятка деформировалась. Оценка «Плохо». |
Matrix Winch 52225, КНР. Лебедка рычажная Примерная цена 3600 ₽ Рычажная полиспастная лебедка. Масса – 5,4 кг. Реальный ход – 2,9 м. Трос – 6 мм. Корпусные детали из стали 4 мм – можно рекомендовать для кроссоверов. Полиспаст удобно отключается стандартным крюком. Замечаний нет. Оценка «Отлично». | Matrix Winch 52260, КНР. Лебедка рычажная Примерная цена 1100 ₽ Рычажная полиспастная лебедка. Масса – 2,9 кг. Реальный ход – 2,1 м. Трос – 4,5 мм. Удобное переключение полиспаста. Корпусные детали – из трехмиллиметровой стали. Оценка «Хорошо». |
Напоминаем, что результаты наших испытаний относятся к конкретным образцам изделий и не могут являться основанием для суждений о качестве продукции той или иной фирмы в целом.
Каждую лебедку мы нагружали согласно заявленному производителем усилию. Для этого определяли соотношение радиуса намотки троса на барабан и длины рабочей рукоятки. Во сколько раз рукоятка длиннее, во столько раз усилие на ней меньше приложенного к проушине автомобиля. Поэтому, чтобы создать нужное натяжение троса, мы тянули за рукоять лебедки с помощью тарированного динамометра.
Помимо этого, оценивали нюансы конструкции: диаметр и длину троса, наличие полиспаста, толщину металла, качество заделки троса.
Наш выбор
На этот раз ничего удивительного не произошло: из всех проверенных изделий нам больше всего понравилась… самая дорогая лебедка Matrix Winch 52225! Отметим также Cable puller RockForce TRK8021 и Matrix Winch 52260.
Комментарий специалиста
Стандарты и требования для проушин как у нас, так и в рамках Женевского соглашения 1958 года отсутствуют. Имеются требования только к сцепным устройствам, описанные в Правиле № 55. Соответственно, прочность и удобство пользования буксировочными проушинами отданы на откуп автопроизводителям. Но обратите внимание на название. Буксировка – это перемещение автомобиля тягачом, причем масса буксируемого не должна превышать массу тягача. Вдобавок перемещение в нормальных условиях, то есть на дорогах с соответствующим покрытием и соответствующей категории. Безусловно, автопроизводитель закладывает определенный запас прочности, в том числе достаточный для вытаскивания слегка застрявших автомобилей. Но не севших на брюхо или утонувших в болоте.
Счастливого пути по любым дорогам!